Обзор игры Napoleon: Total War. Самый полный обзор Napoleon: Total War Napoleon total war дипломатия

Прежде всего можно сказать, что Napoleon: Total War производит впечатление весьма продуманной и хорошо сбалансированной игры. Если бы не скромные масштабы игры и скромная значимость решений, которые можно принять в процессе кампании, то можно смело утверждать, что это лучшая игра в серии Total War.
В данный момент по Napoleon: Total War возникает гораздо меньше вопросов, чем в своё время по Empire: Total War, так как игра в большинстве аспектов похожа Империю. Если вы не нашли ответов на ваши вопросы в этом руководстве, то почитайте руководство по прохождению ETW.
Разделим наше руководство на следующие пункты:

I: Города и постройки на стратегической карте
II: Столицы регионов
III: Агенты
IV: Правительство, типы государственного строя, революции
V: Дипломатия
VI: Торговля
VII: Исследование технологий
VIII: Армия и флот

Города и постройки на стратегической карте

Много изменений произошло с городами на стратегической карте. Теперь в игре есть три типа городов: научные центры, промышленные центры и торговые центры. В каждом городе есть два вида построек, которые можно возвести на одном слоте, но вы можете построить лишь одно здание, поэтому вам придётся выбирать. На карте есть и другие места, где можно построить прочие строения.
На стратегической карте вы найдёте пастбища, фермы, лесозаготовки и шахты. В таких местах можно возвести лишь один тип построек.
В игре больше нет «бедных» и «богатых» городов. У всех поселений равная производительность. Благосостояние региона определяется суммированием показателей портов, шахт и других мелких поселений.

Научные центры

В научных центрах вы можете возвести колледж или клуб.
{gallery}napoleon/rukov/1{/gallery}
В колледжах изучаются новые технологии и нанимаются дворяне. Клубы повышают довольство населения и позволяют нанять новых шпионов. Весь этот механизм работает также, как в Empire:Total War.

Промышленные центры

В промышленных центрах вы можете построить фабрику или оружейную лавку.
{gallery}napoleon/rukov/2{/gallery}
Фабрика снижает стоимость артиллерии, а также увеличивает богатство региона. Оружейная лавка снижает цены на наем пехоты. На первый взгляд, оружейные лавки могут показаться бесполезной вещью, но более совершенные типы этих построек могут быть очень полезными, особенно, если вы решили сделать город центром обучения войск. Это может сэкономить вам кучу денег.

Торговые центры

В торговых центрах вы можете построить либо рынок, либо пункт снабжения.
{gallery}napoleon/rukov/3{/gallery}
Рынки довольно перспективные сооружения. Они добавят региону благосостояния и увеличат рост богатства населения. Более высокие уровни этих построек (торговые дома и банки) очень эффективны и ускорят рост вашей экономики.
Пост снабжения и его более сложные вариации делают лишь одну вещь – ускоряют пополнение вашей армии. Такие пункты лучше всего строить на линии фронта, там, где вам в любой момент может понадобиться пополнение.
Я не считаю пункты снабжения особо полезными. Вы должны модернизировать пункт до второго или третьего уровня, чтобы получить хоть какой-то видимый эффект. На их месте я чаще строил торговые дома, которые намного ускоряли рост экономики. Пункты снабжения имеет смысл строить в окружённых и изолированных областях, которые находятся далеко от ваших основных территорий и перманентно подвергаются атакам.

Пастбища, фермы, лесозаготовки и шахты

Эти поселения отличаются от городов тем, что там можно возвести лишь одну постройку.{gallery}napoleon/rukov/4{/gallery}

Пастбища уменьшают стоимость кавалерии и улучшаю благосостояние региона, а также ускоряют пополнение армий.{gallery}napoleon/rukov/5{/gallery}
Лесозаготовки уменьшают стоимость постройки кораблей и зданий, увеличивают богатство региона. Первый уровень этой постройки даёт 10% скидку, второй – 12%, а третий – 15%. Это делает лесозаготовки очень полезными, особенно в тех местах, где вам придётся много строить, например, в вашей столице. Некоторые постройки могут стоить более 10 тысяч золотых, и скидка в 10-15% никому не помешает. Я заметил, что моя лесозаготовка во Франции, во время кампании сэкономила мне более 20 тысяч золотых.
В игре есть два типа шахт: добывающие металл или золото. Шахта, добывающая железную руду, увеличит благосостояние региона и снизит цену на пехоту. Золотые рудники повысят и увеличат скорость роста благосостояния региона.

Столицы областей в NTW

Столицы областей – большие города, которые вы захватываете для того, чтобы взять под контроль всю соответствующую территорию.
В региональных столицах может быть от 1 до 6 слотов для постройки. Если в городе меньше, чем 6 слотов, то вам предоставляется выбор, какое здание возвести. Вы можете выбрать правительственное здание, которое увеличивает поток налогов и репрессии, или казарму в которой будут обучаться войска. Также вы можете возвести артиллерийский завод, который будет изготавливать орудия, или театр, который повысит довольство в регионе. Все эти здания позволяют нанимать ополчение, которое будет защищать город. Также в большинстве городов есть слот для постройки бастионного укрепления.

Информация о столице выглядит также, как в Empire TW.{gallery}napoleon/rukov/6{/gallery}
На этом экране выводится вся возможная информация о поселении.
Экран довольства населения сделан очень наглядно. Он выводит информацию о настроениях населения в регионе и все факторы, влияющие на них.
Пункт о благосостоянии населения показывает общее состояние дел и все факторы, влияющие на эти цифры. Вы сможете понять, почему уровень налогов именно такой, а не иной. Благосостояние региона изменяется каждый ход. Необходимо держать этот рост в положительном значении, иначе вы будете терять деньги.
Пункт о населении достаточно бесполезен. Вы не можете обращать людей к другой религии из-за достаточно короткого игрового времени. В Napoleon TW с ростом населения не появляются новые города, поэтому статистика роста популяции достаточно бесполезная вещь.

Агенты в Napoleon TW

В N:TW два вида агентов: шпионы и дворяне. В игре нет священников, т.к. игра охватывает достаточно малый временной промежуток.
Шпионов можно использовать по-разному. У них достаточно хороший обзор и их можно использовать для исследования вражеских земель. Также их можно использовать для убийств игровых персонажей (генералов, дворян и других шпионов). Шпионы могут подрывать вражеские постройки и внедряться в города. Если вы успешно внедрились в город, то сможете увидеть все действия, совершаемые другим игроком или ИИ.
Шпион, находящийся в городе, начнёт устанавливать шпионскую сеть. После пяти ходов создание сети будет завершено, и вы сможете увидеть всё, что происходит в целом регионе. Шпионы могут также саботировать армии врага. Армия, подвергшаяся саботажу, не сможет совершать манёвры в течение следующего хода. Такая способность может быть очень полезной, например, чтобы задержать наступающую армию противника, пока вы приготовитесь к обороне.
Дворяне выполняют такие же функции, как и в E:TW. Они могут изучать технологии, воровать достижения противника и драться на дуэлях. Если вы поместите дворянина в ваш колледж, то он сможет ускорить процесс изучения технологий. Если же вы поместите своего деятеля науки во вражеское образовательное заведение, то он предпримет попытку украсть какую-либо технологию. Ваш агент может также драться на дуэли с вражескими агентами. Оружие для дуэли выбирается тем, кого вызвали дуэль.

Правительства, государственный строй и революция

Правительства и революции работают и происходят так же, как и в Empire.{gallery}napoleon/rukov/7{/gallery}
Этот экран идентичен таковому в E:TW и содержит ту же информацию.

Типы государственного строя

В игре доступно три государственных строя. Это Абсолютная Монархия, Конституционная Монархия и Республика. Единственным различием с E:TW является то, что выборы происходят реже. Франция имеет свой уникальный государственный строй – Империя. Этот строй подразумевает под собой Конституционную Монархию, но кабинет министров устроен как при Абсолютной Монархии и в то же время даёт вам бонусы, доступные лишь для Республиканского строя (счастье и т.д.).

Революции

Революции происходят и работают также, как в E:TW. Если вы хотите перейти от Абсолютной Монархии к Конституционной, то должны будите сначала привести свою страну к Республиканскому строю. Это делается для появления среднего сословия в государстве. Только потом, совершив ещё одну революцию, вы сможете установить новый государственный строй.
Армии революционеров теперь гораздо больше. Это означает, что если у вас маленькая армия и вы поддерживаете существующее правительство, то вы, скорее всего, проиграете.
Если же вы выведите свою армию из города и примите сторону мятежников, то, скорее всего, одержите победу.
Если вы решите перейти на Республиканский строй, то будьте готовы к тому, что ваши дипломатические отношения со всеми Монархическими державами ухудшатся на -100 пунктов. Но одновременно улучшаться ваши отношения со всеми республиками на +70 пунктов. Но нужно учитывать то, что единственной республикой в игре является Батавская Республика (или Нидерланды) и выгода от этого небольшая.
Заметьте, что при игре за Францию в Европейской кампании, вы не сможете поменять государственный строй. Наполеона Бонапарта нельзя сменить.

Дипломатия Napoleon Total War

В игре появились три новых нововведения. Теперь вы можете попросить другие державы отменить торговые соглашения, разорвать союз и присоединиться к войне.
{gallery}napoleon/rukov/8{/gallery}
Кроме этого дипломатия не претерпела изменений.
Вот некоторые полезные цифры:
Маленький подарок другому государству улучшит ваши отношения на 5 пунктов, средний – на 12, а большой – на 28. Денежная сумма, выбранная вручную, независимо от размера, улучшит ваши отношения с другой державой на 1 пункт. Вы можете подарить одну монету сто раз, и тогда отношения улучшатся на 100 пунктов.
Все формы дипломатических отношений ухудшаются или улучшаются на 1 пункт за ход.
Ухудшение или улучшение показывается знаком «-» или «+» на дипломатическом экране.

Торговля

Торговая система работает также, как и в E:TW. Единственное различие заключается в продаваемых товарах. Ресурсы теперь можно найти повсюду на карте кампании. В игре нет плантаций. В игре больше нет специальных торговых областей. Фактории разбросаны по углам карты кампании. В северо-западном углу карты вы найдёте мех, табак и хлопок. Восточнее Ирландии вы найдёте ещё один источник меха. В юго-западном углу вы обнаружите сахар, чай и слоновую кость. Вдоль Североафриканского берега, на востоке и около Турецких берегов вы натолкнётесь на кофе, слоновую кость и специи. Около восточного побережья Чёрного моря вы сможете разжиться мехом. Кроме этого всё осталось по-прежнему. Вам нужно лишь поместить торговый корабль в факторию, чтобы начать собирать ресурсы. Чем больше кораблей вы отправите к фактории, тем больше ресурсов вы будете получать. Всплывающие подсказки стали гораздо информативнее. Просто наведите курсор на факторию и вам расскажут обо всём, что вы хотели знать.{gallery}napoleon/rukov/9{/gallery}
Также вы сможете увидеть, сколько вы зарабатываете, грабя вражеский торговый путь.
Это будет показано во всплывающей подсказке.

Изучение технологий в игре Napoleon Total War

Процесс исследования технологий и их кражи полностью идентичен таковому в E:TW.
{gallery}napoleon/rukov/10{/gallery}
Технологическое древо разделено на три части. Первое древо – это социальные технологии, второе – военные, а третье – промышленные.
Стоит отметить, что изучение технологий стало более медленным по сравнению с E:TW.
Я бы посоветовал вам иметь несколько колледжей, сосредоточенных на каждом древе.
Будьте готовы к продолжительному ожиданию, прежде чем вы сможете изучить новую технологию.
Новые технологии позволят построить корабли и броненосцы, что сделает морские сражения более разнообразными, и, по-моему, более весёлыми.

Армия и флот Napoleon

Армии на карте кампании претерпели два значимых изменения. Появилось пополнение и истощение армии.
Другое изменение касается перевозки армии на кораблях. Если вы решите высадить или посадить армию с корабля/на корабль, то войска и флот потеряют возможность передвигаться и будут стоять неподвижно до следующего хода. Если вы высадите или посадите армию с корабля/на корабль в порту, то ваш флот сможет передвигаться, в то время как войско всё равно потеряет способность к передвижению и будет ожидать истечения хода. Высадка и посадка агентов с корабля/на корабль никак не повлияет на способность передвижения.
Другая интересная вещь заключается в том, что теперь каждая основная фракция имеет своего основного генерала (например, Наполеон, Артур Уэлсли и т.д.). Эти люди не погибнут до тех пор, пока сама их фракция не будет уничтожена. Если вы убьёте генерала в сражении или с помощью агента, то он восстановится в столице своего государства через несколько ходов.

Пополнение

Теперь вы не можете переподготовить полный стек, находящийся на другом конце света за несколько ходов, как это было в E:TW. Вместо этого ваши отряды пополняются автоматически. Ваши войска будут пополняться, если они находятся в городе, находящемся под вашем контролем, или в регионе, который контролируете вы или ваш союзник. Пополнение также происходит лишь при наличии генерала в вашей армии. Армии на территории врага пополняться не будут.
{gallery}napoleon/rukov/11{/gallery}
Как вы можете видеть на картинке, число людей в отряде отображается на полоске. Зелёная часть полоски показывает, сколько людей в отряде на данный момент. Серая её часть указывает, на сколько человек пополнится отряд за ход. Если отряд укомплектован, то полоска будет полностью серой.
Скорость пополнения отрядов зависит от некоторых вещей. Во-первых, чем ближе вы к союзническим регионам, тем быстрее будет идти пополнение. Области, расположенные далеко от столицы, и, окружённые территорией врага, будут пополняться медленнее. Пополнение также зависит от возможности найма конкретного вида юнитов в определённом регионе. Например, если в городе невозможно нанять большое число гренадёров, то скорость пополнения будет в несколько раз меньше. Пополнение также зависит от способностей генерала и от наличия в области ферм и пунктов снабжения.
Заметьте, что цена содержания отрядов будет одинаковой, вне зависимости от числа людей в конкретном отряде. Иными словами, один человек в отряде обойдётся вам во столько же золотых, сколько полный отряд. Думаю, это сделано для того, чтобы окупить затраты на пополнение армии.

Истощение

Впервые в игре серии Total War присутствует истощение! Отряды будут нести потери, продвигаясь по жарким и холодным местам, таким как пустыни и горные перевалы. Другими словами, не идите войной на Россию зимой!

Армия, страдающая от истощения, будет иметь особенный флаг. Если солдаты замерзают, то флаг будет голубой, если ваши люди страдают от жары, то флаг будет красный. Отряды, претерпевающие истощение, не могут быть пополнены.
{gallery}napoleon/rukov/12{/gallery}
Чтобы избежать истощения армии, избегайте очень жарких и холодных мест или старайтесь заводить свои армии в города. Вы можете продвигаться через территорию России, захватывая один город за другим, передвигаясь от одного поселения к другому.
Истощение скажется на отрядах лишь после конца хода, поэтому продвижение через пустынные земли не составит больших проблем. Но не забывайте выводить армию из таких земель к концу хода, иначе ваши люди погибнут.

Опыт отрядов

После каждого боя ваши отряды будут получать опыт, который отображается в виде лычек рядов с иконкой отряда. Юниты зарабатывают опыт, убивая врагов. Чем больше врагов убьёт отряд, тем больше опыта он получит. Ваши отряды будут терять опыт после пополнения, т.к. доблестные ветераны, павшие в бою, будут заменяться «зелёными» новобранцами. Звезда рядом с иконкой отряда эквивалентна четырём лычкам.{gallery}napoleon/rukov/13{/gallery}
Зарабатывая лычку, отряд будет получать следующие бонусы:

2 К точности
+2 К скорости перезарядки
+1 К рукопашной атаке
+1 К рукопашной защите

Также отряд получит +1 к боевому духу за каждый чётный лычок.

Наем генералов и адмиралов

Теперь способ найма генералов и адмиралов совершенно иной. Нажав на кнопку «Наем адмирала/генерала», вы увидите следующее окно:
{gallery}napoleon/rukov/14{/gallery}
Здесь вы можете выбрать нужного человека и просмотреть все его особенности и полезные способности. Одновременно в вашей армии могут быть лишь четыре генерала.
С изучением новых технологий и постройкой новых военных объектов количество генералов, которых мы можем нанять одновременно, будет увеличиваться.

Захват регионов

Когда вы возьмёте вражеский город, то увидите следующий экран:
{gallery}napoleon/rukov/15{/gallery}
Теперь вы можете оккупировать, разграбить или освободить город. В освобождённом городе появится новое государство, которое будет вашим протекторатом. Также с освобождением города вы получите два или три отряда. Обычно, это ополчение и пара отрядов линейной пехоты, хотя иногда вам может достаться и конница.
Хотя, иногда вам может достаться и генерал с небольшой армией.

Как уже было упомянуто выше, большинство функционала в Napoleon Total War идентичны таковому в Empire Total War. В дальнейшем эта статья будет существенно дополнена. Если вы считаете, что я упустил какие-либо важные моменты, то не стесняйтесь и оставляйте комментарии на сайте или на нашем форуме.

Игра: Платформа: PC Жанр: add-on, strategy Дата выхода: 23 февраля 2010 г. В Рф: 26 февраля 2010 г. Разработчик: The Creative Assembly Издатель: SEGA Издатель в Рф: 1C-СофтКлаб Локализатор: СофтКлаб / Выслеживать Total War никогда не кончается. И Total War всегда ворачивается. Но обычно любая последующая стратегия серии приходит в совсем новеньком платьице. То мы лицезреем на ней японское кимоно, то средневековые томные доспехи, то заявится она в бронзовой римской кирасе. Ну а в последний раз вышла в свет в военном мундире XIX столетия. Прошло пару лет, а дочка The Creative Assembly так и не примерила ни форму офицера Первой мировой, ни какую-либо другую, а продолжила носить собственный старенький мундир. Только сейчас голубого цвета. Чтобы все знали - служит она Наполеону. И верна только ему…

Хоть о выходе стало понятно еще до возникновения на прилавках Empire, все таки кажется, как будто разработчики выпустили ее только ради исправления ошибок предшествующего проекта. Очень уж разноплановой вышла последняя стратегия. С одной стороны преобразилась картина, но с другой - это было не такое развитие графики, как от Medieval до Rome. Вроде очень поменялся геймплей, но при всем этом мушкет оставался все еще ужаснее шпаги. И было что поведать, да история как-то не склеилась, вышло очень в общих чертах и неинтересно.

Поначалу думаешь: «Господи, да для чего игре 20 гб на жестком диске?!» Но после заставок с таковой детализацией почти все понимаешь…

И только послышались недовольные клики после выхода Empire, как The Creative Assembly сразу напомнила, что еще есть Napoleon , где все будет по другому, а главное - лучше. Намного лучше.

Но после знакомства с пресс-версией мы смогли точно убедиться только в одном - другого в Napoleon вправду сильно много. Но как оно вправду лучше и имеет ли это дополнение вообщем право носить имя Total War ? Не сделали ли разработчики что-то уж очень другое? Вот об этом на данный момент и побеседуем.

1-ые кампании за Наполеона - это поход от 1-го городка к другому.

Огромные шаги малеханького человека

В отличие от всех других стратегий серии Total War , в Napoleon есть реальная кампания. Другими словами она не сводится к трем фразам наставника: «Сейчас нелегкие времена, но у тебя огромное будущее. Нагни их, сынок!» Тут пред нами вся история жизни Бонапарта. И каждый ее шаг - отдельная глава.

Как я уже отмечал ранее, 1-ые четыре главы кампании - это смесь «Короля Артура» с традиционной Total War . С одной стороны как бы все как встарь. Прогуливаются генералы, таскают за собой боец, захватывают поселения, а на тактической карте меряются длиной клинка и силой армии. Но в то же время пред нами не весь мир и даже не его четвертинка, а только место, где в те годы безобразничал Наполеон.

Избрали итальянскую кампанию? Итак вот вам узнаваемый «сапог» да несколько дополнительных провинций в окружении. Все другое заперто за непролазным туманом войны. Направились в Египет? Путь к Европе будет отрезан. Нечего вам там делать.

В кампании за коалицию доступны четыре фракции. Одна из их - Наша родина.

И кроме схваток возникают к тому же различные задания. И их еще больше, ежели во всех других Total War . Все-же там у нас была свобода, выбор. Кого желали - ставили на колени и заставляли со… мучиться. Тут же есть основная цель, к которой хочешь не хочешь, а нужно придти. И придти в кротчайшие сроки. Отсюда и богатство простых второстепенных миссий. Захвати тот город, убей того генерала, сюда не ходи, туда ходи, резвее заканчивай. Стратегическая составляющая доведена до минимума.

Увлекательна ли такая Total War ? Мне кажется, не очень. Она ничем не лучше Empire либо Rome, нет ничего, что делало бы ее «вкуснее» тех глобальных завоеваний. Но при всем этом она очень урезана (если не придумать слова пожестче), да к тому же уступает недавнешнему «Королю Артуру», где были артефакты, истинные квесты, диалоги, увлекательный сюжет.

На Москве карта и завершается. Не удивительно ли это?

Эпичность опять с нами

Зато как будто в заслугу за выдержку и то, что мы таки смогли лучше выяснить, чем все-таки еще занимался Наполеон, не считая как зяб в Москве да жарился на полуострове Святой Лены, разработчики в последней главе истории… вновь вводят фактически реальную Total War . С политикой и свободой.

Только опять-таки несколько особую. Обычно нам приходилось что делать? Заключать союзы, медлительно развивать свою державу. Тут же вся Европа против нас, а те, кто решил сдружиться с Наполеоном, просто настолько слабы и беспомощны, что капитуляция либо война могли быть фактически незаменты.

Но частично это и забавно. Ну и не просто забавно, а катастрофически азартно. Вот здесь и виден характер Наполеона. Когда вы бросаете вызов всем и готовы как дать оплеуху высокомерной Великобритании, так и укротить неспокойный российский дух со всеми Болконскими, произносящими оду небу прямо в пылу схватки, - это заводит. Но не как Мария-Роза, как Бородинское схватка либо смелый поход на Москву.

Дипломатия тут состоит из 2-ух разделов. Общение с нормальными странами и… остальными.

И хоть достаточно исторична, тут нет полного следования реальности, как в «Дне победы» . Другими словами если возжелаете, то Москва сгорит еще в 1807 году, а может, вы и сходу Петербург возьмете. И пусть «Cher Alexander» молит о том, чтоб вы вообщем оставили на свете Россию…

Но вновь навязывается сопоставление с иными стратегиями серии Total War . В их у нас был большой временной просвет. И что точно делать - как-то неясно. Можно пойти на восток, можно - на запад. Начать интенсивно заключать союзы либо же сходу отыскать люд, который просто хочет быть загеноциденным. Ну а у Наполеона какой выбор? Слева неприятели, справа негодяи. Даже наверх смотришь, а там британцы зубы оскаливают - все против нас. Так что разработчики и не дают нам развернуться да поиграть в традиционную Total War .

Поле в дыму, камера выхватывает самый сочный момент, а мы конвульсивно руководим обороной. Какая красота.

Покажи французу фигу

Практически не дают. Ибо кроме наполеоновских приключений есть тут еще кампания за коалицию. И вот здесь у нас в первый раз возникает возможность избрать державу и вправду как-то заняться политикой. Стали царить в Рф - так нужно будет не только лишь европейцам помогать, но к тому же с соседями разбираться. Шведы вон совершенно захирели, можно тихой сапой несколько провинций скушать. На юге некогда величавые страны сейчас смотрятся жаль, и если их на данный момент оккупировать, то позже и Бонапарту по шейке будет проще дать.

В общем, есть из чего выбирать. Хотя, естественно, длительные стратегии сочинять трудно. Если ввязаться в какую-нибудь масштабную военную кампанию, то к приходу французов можно и не успеть приготовиться. Расплещете армию, поназахватываете городов, а к главному противоборству эры готовы не будете.

Думаю, сущность стратегической части ясна. Это более сюжетная, «закрытая», так сказать, игра. Но разработчики и не старались сделать всеполноценную новейшую часть. Это ведь все-же дополнение к Empire: Total War. Развитие ее мыслях и возможность показать что-то другое, не то, что мы уже столько лет попорядку лицезреем. Вышло ли? Не очень. Пока The Creative Assembly пекла собственный «Наполеон» , другая компания выпустила похожего «Короля Артура». Но там вышло лучше. Во всяком случае, конкретно в глобальном режиме.

Битвы на море стали увлекательнее, но до сего времени очень уступают «Корсарам». Хоть каким.

Да будет бой!

Но, как нередко молвят, больше всего ценятся в Total War битвы тактические. Что с ними стряслось в «Наполеоне» ?

Главное - они похорошели. Стали вправду увлекательными и поболее сложными. В Empire бойцы правильно считали пулю дурочкой; штык и сабля нравились им еще больше. И поэтому стратегия была половинчатая. Как бы стрелять уже можно, да и рубить все еще отлично.

Но действие происходит позднее, когда конкретно мушкет позволял военачальникам одерживать верх над противником. Если бойцы понесутся на отлично вооруженного противника, то поначалу будут размяты ядрами, а позже падут от 3-х залпов стрелков. Так что желаете либо нет, а принимать новые правила военного дела придется.

И, понимаете, чуть ли кто-то станет жалеть о былых временах. Схватки в «Наполеоне» одни из наилучших во всей серии. Во-1-х, они смотрятся очень прекрасно. Во-2-х, стратегия тут хоть и достаточно копотливая, но очень непростая и хитрецкая.

Только представьте. Неприятель на глобальной карте застигнул нас около маленького поселения. Местность ухабистая, непростая для резвого бега. Да даже идти нелегко - то ввысь, то вниз. Плюс еще льет дождик, бойцы замедляются и повсевременно сетуют на влажный порох. У нас позиция лучше: сзади несколько домов, на пути у врага лес, справа тоже маленькая роща. Можно спрятаться, занять более прибыльную позицию и лупить артиллерией, пока недруг наступает.

Брать городка сейчас - дело плевое. Стенок нет, дома стремительно рушатся. Ну и забежать в здание и всех там нарубить никто не воспрещает.

Приказания даны, издалека слышится барабанная дробь и выкрики французских офицеров. Бойцы наводят пушки, а два отряда гусар расползаются в различные стороны и прячутся в лесу на флангах. И здесь камеру страшно встряхивает, поначалу подбрасывает ввысь, позже резко опускает вниз, слышится гром. Оказывается, артиллерия отдала залп. И это вправду очень эпично. Каждый выстрел сотрясает землю.

А через несколько секунд начинают лупить к тому же неприятельские пушки. Только-только стратегически принципиальное здание было цело, и мы возлагали надежды из него стрелять по французу, как прямо на очах оно развалилось, и из него посыпались мертвые бойцы.

Артиллерия врага продолжает греметь над полем боя. И так как наши бойцы стоят, то чуть не каждое попадание - четкое. 10 трупов, 20, один отряд уже собирается бежать: он лицезреет, как приближаются французы, но сделать еще пока ничего не может. А с неба раз за разом прилетает погибель. Трудно не запаниковать…

И вот здесь мы пускаем гусар, которые резвым наскоком сносят артиллерию и разворачиваются для удара французской пехоте в тыл. Но она, очевидно, успевает сманеврировать, занимает комфортную позицию, даже вскидывает мушкеты, готовясь к выстрелу. Но конница не станет штурмовать. В эту секунду отдаем приказ артиллерии дать залп по остановившемуся неприятелю. Сходу 6 ядер падают точно в центр построения французов, и пока недруг перегруппировывается, паникует и не осознает, что ему делать, мы бегом отправляем стрелков ближе и командуем: «Огонь!»

Исторические битвы, пожалуй, наилучшие в серии. Наполеон сам ведает, что он желает сделать и как надо поступить. Стоит ему веровать? А кто больше военачальник - вы либо он?

Гул мушкетов божественен! Щелкают затворы, огнь вырывается наружу, к небу подымается дым. Даже нам уже трудно осознать, что происходит. Все как будто в тумане, да еще идет дождик. Кто-то орет на российском, кто-то очевидно бранится на французском, гусары же… нет, не гадят в пианино и не пристают к Наташе Ростовой, они догоняют отступающих и не позволяют противнику перегруппироваться.

Просто нужно было выпустить. Ибо только эта игра смогла раскрыть весь потенциал битв с применением мушкетов. После нее ворачиваться в Empire уже просто нереально…

Да, пускай на стратегической карте не настолько хороша и не позволяет нам вспомнить те дни, что мы проводили за Rome: Total War. Но это дополнение позволяет вволю повоевать и испытать все те стратегии, что придумывали Суворов, Бонапарт, Кутузов.

Плюсы: примечательные музыка и озвучка; сложные и достойные внимания тактические битвы; неплохой стиль, все нарисовано и подано профессионально.
Минусы: очень уж линейная и не раскрывающая нрав героя кампания за Наполеона; игра подтормаживает.о системе оценок игр

Выиграл сражение не тот, кто дал хороший совет, а тот, кто взял на себя ответственность за его выполнение и приказал выполнить.

Наполеон Бонапарт

История гласит: от «именных» дополнений к серии Total War лучше не ждать ничего хорошего. После «Александра» и вялых обещаний разработчиков насчет «Наполеона» надежд на свежую инкарнацию похождений великого француза было мало. Но недаром корсиканец вещал, что в любой план реальность вносит коррективы. Щедрым жестом сеятеля CA отдала в наши руки новые отряды, новый баланс и новые карты. Обо всем этом мы и поговорим.

Игры с балансом Как управлять «борделем на выезде»? Карты

Игры с балансом

Невозможность — слово из словаря глупцов.

Наполеон Бонапарт

Держу пари, Наполеон не подозревал о том, что в далеком будущем он станет спасителем серии Total War. Чародеи из Creative Assembly сделали, казалось бы, невозможное — вдохнули в безжизненную боевую систему Empire яркую искру, совместив с ней принцип «камень-ножницы-бумага» и сдвинув баланс. Помните сражения ETW в стиле «отряд подошел-дал залп-перезарядил-дал залп-перезарядил», а мы при этом лишь вяло переводили отряды и контролировали конницу? Забудьте их как страшный сон. В Napoleon наконец-то устранили тот недостаток, из-за которого в предыдущей игре казалось, что вовсе не мы управляем ходом битвы. Давайте вкратце пробежимся по основным положениям нового воинского устава.

Артиллерия решает все. Пушки близко подошли к званию «бога войны», едва не скинув с пьедестала пехоту. Если в Empire они были лишь приятным и изредка полезным довеском к армии (особенно, напомню, отличились гаубицы), то в Napoleon это чуть ли не краеугольный камень всего состава.

Гренадеры — идеальная защита. В Empire эти ребята были достаточно полезны — как-никак, возможность ликвидировать чуть ли не треть вражеского отряда одним залпом дорогого стоила. Теперь их сделали крепче и убойнее — в результате гренадеры смогут неплохо защитить стратегически важный холм или прикрыть сбоку артиллерию, если вы ненароком сунули ее не туда. Да и когда нужно устроить на участке фронта затяжную перестрелку — они тут как тут. Кроме того, они очень хороши в качестве бойцов на флангах.

Кавалерия стала сильнее. Мало того, что «шестиногим» войскам повысили характеристики, так еще и пехота стала восприимчивее к фланговым и тыловым ударам. К тому же «затыкать» вражескую артиллерию теперь надо быстро и с минимумом потерь, для чего конница идеальна. Вдобавок усилили огнестрельную кавалерию, и ее можно удачно комбинировать с рукопашной: сначала пугаете оппонента какими-нибудь драгунами (его пехота сразу встает в каре), а потом шустро выводите своих шассиров, выбивая с десяток человек за залп.

Стрелков ослабили. Помните, в Empire каждая битва начиналась с долгого «обмена любезностями» между дальнобойными стрелками? Теперь все примерно так же, но характеристики и боевой дух этих парней снижены. Пехоту на место стрелков надо выводить намного раньше, а с самими застрельщиками — «сюсюкаться», вовремя отсылая побитые отряды подальше от вражеской артиллерии. Нередко имеет смысл выдвинуть вперед линейную пехоту сразу, ведь дружественный огонь войск теперь тоже убойностью не блещет.

Кстати, о пушках: несмотря на то, что стрелки обычно рассредоточены, артиллерия для них так же убойна, как и для остальных. Особенно гаубицы — осколки снарядов «косят» застрельщиков в огромных количествах.

В генералах сила. Если в Empire они были приятным довеском, ненамного повышающим характеристики солдат, то в Napoleon командиры очень важны. Если чужое ядро когда-нибудь убивало вашего генерала, вы, наверное, видели, как по всей линии фронта боевой дух войск начинает стремиться к нулю. Да и плюсы к способностям солдат усилили.

Еще одно изменение в командирском стане — теперь можно самому выбирать генерала. В Empire, помнится, единственный доступный генеральский отряд был самым базовым, с ужасающими параметрами. Теперь у каждой державы есть набор исторических личностей. Естественно, чем сильнее генерал, тем он дороже. Командиры, повергающие чужие войска в прах одним своим видом, вроде Наполеона или Веллингтона, влетят в копеечку и серьезно ограничат ваш бюджет на армию. Приходится выбирать: много солдат с паршивым командиром или мало, но с Наполеоном. От себя добавлю, что командующий действительно отрабатывает свои деньги и обычно стоит пожертвовать парой полков ради гениального полководца.

Война по-джентльменски

Давайте вкратце пробежимся по основам лобби «Наполеона». Изначально все может показаться громоздким, но к этому интерфейсу легко привыкнуть. Сверху — два блока со списками игроков. Звездочки — это их рейтинг. Правда, еще со времен Empire система учета достижений игрока работает из рук вон плохо. Я вот, например, свои пять звездочек («хорошо, когда видишь три звездочки... но еще лучше — когда пять!») набрал за час ленивых баталий против локальных Кутузовых.

Внизу — список войск. Пиктограммами с дисками можно сохранить определенный набор; другие кнопочки оперируют собственно набором отрядов и распределением опыта. Последний набирается не за красивые глаза, а за звякающие монетки. В отношении предыгрового общения хочу напомнить, что если в названии игры не указаны ее правила, то не это не значит, что их там нет. Обязательно, хоть тушкой, хоть чучелом, выясняйте, какие тут запреты, чтобы в игре не предстать хулиганом и социопатом. Кстати, о правилах: запрещать могут чрезмерно большие отряды, гаубицы, ракеты и вообще любую артиллерию. Увы, некоторые полководцы не любят выходцев из России — это тоже придется учитывать.

Как управлять «борделем на выезде»?

Пехота

Штыками можно сделать все что угодно; только нельзя на них сидеть.

Наполеон Бонапарт

Удачная атака неприятеля. Он меня видит, а я его нет

«Огоньку не найдется?»

Начнем с расстановки войск. После того как вы решите, куда поставить пушки (это нужно делать в первую очередь, чтобы не оконфузиться дальше), начинайте строить стрелков и чуть поодаль за ними — все вариации линейной пехоты. Но не надо делать из армии винегрет и ставить элиту рядом с новобранцами. Гренадеры обычно идут на фланг, чтобы оттуда прикрывать своих менее крепких товарищей. Элиту я ставлю чуть вперед — она примет на себя начальный удар и затем сможет удерживать позиции очень долго. Однако если сражаться единым фронтом неудобно, более сильные отряды отводятся либо назад, либо на фланги, чтобы в дальнейшем у них был оперативный простор.

Мысленно (и с помощью клавиш Ctrl+номер) разделите отряды на несколько групп. Я обычно делю на три, но их количество зависит от поля боя. Затем нужная группа будет вызываться простым нажатием на номерную клавишу.

Это важно: лишний раз не ставьте пехоту в несколько шеренг, если только карта не совсем уж огромная! Ядра и так здорово подкосят ряды ваших ребят, и увеличивать потери собственноручно не стоит. Особенно такое построение плохо против ракет и им подобных.

Дальнейшее зависит от карты: мы либо занимаем оборону, либо идем вперед. В первом случае позаботьтесь о том, чтобы до вас долетал минимум ядер, — тут спасти может небольшая канавка или холмик. В идеале все вражеские снаряды должны отскакивать от рельефа и лететь мимо. Если же сидение на одном месте вам претит или позиция подобралась неудачная, придется долго и болезненно добираться до врага, и тут-то вы и познаете всю мощь артиллерии! А когда наконец доберетесь, солдаты уже устанут и еле сделают с десяток залпов трясущимися руками, прежде чем побежать. Как и в Empire, атакующая сторона находится в заведомо проигрышном положении, и спасти вас может только карта. К чести разработчиков, CA все-таки сделали парочку полей брани, где можно спокойно дойти до врага и выиграть битву. Но об этом позже.

Если же вы все-таки доплелись до врага и сохранили хотя бы три четверти состава, ставьте своих стрелков и начинайте вышибать чужих. Параллельно с этим начинайте медленно двигать вперед элиту с линейной пехотой и совершать осторожные маневры на флангах. В качестве ударной силы гренадеры вам точно не понравятся, но защищаются они чудно, а под их прикрытием уже можно начать куролесить кавалерией. Стрелки в это время бьют точно по самым слабым отрядам соперника — пусть принцип домино работает против него.

Теперь взглянем на страны. Мне по душе Великобритания — много хорошей элитной пехоты и исторических генералов. Горцы — пожалуй, лучшие войска в игре по соотношению «цена-качество». И вдобавок один из лучших гвардейских отрядов в игре. А если к ним еще и поставить Веллингтона... правда, цена буквально пальцы отгрызает. Да еще и генерал норовит заявить, что, дескать, проигранное сражение лучше выигранного. Больше — только у Франции, но там все еще дороже. Зато старая гвардия (та самая, которая умирает, но не сдается) перемалывает чужие войска с эффективностью мясорубки.

Когда писалась статья, уже появились слухи о грядущем дополнении, и, скорее всего, когда вы будете читать эти строки, оно уже выйдет. Обещают усилить Россию и ослабить англичан. Если с планами разработчиков ничего не случится, дружно переходим на французские войска.

Что до стрелков, рекомендую Данию. По субъективным ощущениям, они чуть покрепче, чем остальные, — разработчики явно любят творчество Кеннета Браны. Да и зрелище того, как отряд с названием «Норвежская лыжная пехота» воюет у пирамид, не раз продлит вам жизнь!

Артиллерия

Если бы генерал Бонапарт остался поручиком артилле­рии, он и поныне был бы императором.

Анри Монье

Бедные австрийцы еще не знают, что сейчас я инсцени-
рую «Матрицу» силами своей французской гвардии. В роли умирающего Нео — каждый десятый

Хотите знать ответ на самый главный вопрос о Жизни, Вселенной и Всем Остальном? Посмотрите на количество выживших

Похоже, разработчики чересчур уж близко к сердцу восприняли слова Наполеона, что он многим обязан артиллерии, и наделили пушки поистине убийственными характеристиками. Теперь ядро, пущенное кем-то невзначай в ходе рутинного залпа, вполне может прибить генерала, что в Empire было невозможно. Но и управлять такими штуками надо умеючи. Немалый задел на победу идет еще в стадии расстановки войск. Формула проста: чем быстрее ваша артиллерия дойдет до выгодной позиции и начнет стрелять, тем больше солдат вы отправите на тот свет до схватки с пехотой. Нередко подножку ставит рельеф: вроде и кажется, что вот этот холмик подойдет, но как только пригонишь пушки и выставишь их в боевое положение, выяснится, что обстрел им преграждает небольшая кочка, портящая всю малину.

Осталось и тяжелое наследие Empire — сбои. Иногда артиллерия застревает, не слушает приказов и всячески норовит показать характер. Рецепт тут один: не надо бешено нажимать на кнопки. Аккуратно выведите отряд с неудачной позиции и поставьте на другую.

Очень хороши бывают местечки у небольших лесов, ведь туда можно спрятать отряд защитников. Даже если враг не поведется на такой трюк, вы выиграете много времени.

На заметку: постарайтесь не ставить две батареи вместе — так они будут покрывать меньшую площадь, да и уничтожить крупные скопления пушек легко. Залпы с обоих флангов сопернику будет труднее отследить, а войска, получая ядрами то справа, то слева, быстрее побегут.

Думаете, гренадеры не выдержат такого натиска? Еще как выдержат! Выдержат, я сказал!

Пример блокировки гвардейцами переправы. Враг заперт, сражается на два фронта и вскоре побежит

В бою у пушек два важных дела: затыкать чужие орудия и «косить» пехоту. Если вы достаете до артиллерии врага с самого начала, а он еле подтягивает их к линии фронта — вам крупно повезло. Гораздо чаще будет так, что батареи с обеих сторон начинают палить одновременно, и тут в дело вступают ваши таланты в расстановке. Если вы успеете выбить хотя бы пару чужих пушек, то шансы на победу резко вырастут. Если у вас есть способность «Заградительный огонь», включайте ее сразу. Ускорение перезарядки еще никому не мешало.

Пару слов о ракетных войсках и гаубицах. Гаубицы слегка ослабили, и теперь они уже не поставляют Харону новых пассажиров пачками. Зато ракетные войска блещут всеми гранями своих сотен в параметрах «дальность» и «меткость», устраивая на поле боя такую цветомузыку, что любому ночному клубу сделалось бы стыдно.

Чужие пушки они выбивают неплохо, но все же главная цель этих ребят — «выносить» пехоту. Поэтому не стоит увлекаться и набирать такие отряды себе пачками: оставьте место и для традиционной артиллерии. К тому же на многих играх в правилах такие штуки и вовсе запрещены.

На заметку: если в названии игры про правила ничего не сказано, это не значит, что их нет. Первым делом, зайдя в игру, после приветствий начинайте всех активно тормошить по поводу запретов, чтобы потом на поле боя не выглядеть не по-джентльменски.

Краткий просмотр стран выдает удивительные результаты: в плане артиллерии в выигрыше... русские, ведь у них есть совершенно убойные «Единороги». Аутсайдером со стандартной артиллерией признана Испания. Немногим лучше положение Португалии, Нидерландов и Дании. У большинства остальных стран список пушек одинаков и отличается лишь парой уникальных «стволов».

Кавалерия

Большие батальоны всегда правы.

Наполеон Бонапарт

Наконец-то кавалерия, как Джек Шепард из сериала Lost, уяснила свое назначение. Раньше мы вяло гоняли ее по полю, отправляя на преследование убегающих и фланговые удары. Теперь это отряды чуть ли не первой необходимости, ведь иначе чужую артиллерию не заткнуть.

Легкая конница вылетает из армии сразу же — поскольку схватки среди «шестиногих» участились, нам нужно много тяжелых и убойных отрядов. В рукопашной особо не побегаешь, поэтому чем «толще» и сильнее ваши войска, тем лучше, мобильностью можно пожертвовать. А если вы выигрываете у чужих войск медальку за лучших коней, сразу же открывается прямой путь к вражеским пушкам.

Пример трюка с конными стрелками. Пока мои шассиры отвлекают чужую пехоту, я завел «шестиногих» в лес и жду результатов

Еще один аргумент в пользу тяжелых и сильных отрядов: чем больше их выживет в схватках с себе подобными и артиллерией, тем лучше. Когда с пушками будет покончено, можно начинать облизываться с тыла на пехоту. Даже если вы на этом фронте проигрываете, оставшаяся конница может добить остатки чужого боевого духа. Параметры атаки с тыла выросли, так что шанс вполне есть.

Легкая конница годится лишь для тактики «ударил-отбежал» (которая не работает еще с прошлой части) и психологического давления. Загнали такой отряд в тыл врагу, и пусть тот сидит и нервно на него оглядывается.

Особняком стоят генеральские гвардейцы. По понятным причинам мы не получим на руки двести телохранителей Наполеона — набор у всех стран стандартный, по двенадцать человек. Но что это за дюжина! Мой рекорд — минута с лишним чистой рукопашной с драгунами в лесу без единой потери. Враг, конечно, тоже мало чего потерял, но не суть важно, правда? Жаль только, что способности у отряда не действуют. Вернее, они активируются, но эффекта никакого, кроме мизерной прибавки к характеристикам. Однако трудно почувствовать всю важность генерала, если его не потерять. Боевой дух падает, как рейтинги сериала Heroes. Поэтому лучше всего поставить генерала за какой-нибудь горкой — там его не достанет шальное ядро.

Не живодерства ради, а чисто из-за научного любопытства я провел эксперимент с генеральскими отрядами. С каждой стороны выступало по равному в способностях генералу, рукопашная шла на идеально ровной территории. Результаты удивляют — из нескольких сражений мой отряд проиграл во всех, хотя и часто срубал чужому командиру голову сразу же после начала схватки. Сдается мне, тут что-то нечисто, так что лишний раз биться «командир на командира» не идите.

Карты

Я бываю то лисой, то львом. Весь секрет управления заключается в том, чтобы знать, когда следует быть тем или другим.

Наполеон Бонапарт

CA прислушалась к диким воплям игрового сообщества, много месяцев кричавшего на каждом углу о дикой несбалансированности карт в Empire. Давно следовало — люди просто набивали себе рейтинг, завлекая новичков на определенные карты, понимая, что проиграть нельзя в принципе.

Теперь ситуация изменилась. Была опасность, что в порыве сбалансировать все и сразу разработчики сделают кучу неинтересных симметричных карт. К счастью, такого не случилось. Есть, конечно, и такие, но CA сами утверждают, что плоские и симметричные карты нужны только для турниров и любителей использовать свой стратегический гений безо всяких ограничений. Увы, не обошлось и без фирменной британской неловкости: на многих картах повторяется один и тот же архетип с холмом и небольшими вариациями. Но те, что такому недостатку не подвержены, невероятно хороши. Наследие Empire забыто, и я по нему точно скучать не буду.

Начнем с «Вершин Австрии» . Оба игрока находятся в низинах перед высоким холмом. Казалось бы, кто первый займет холмик, тот и победит, однако не все так просто.

«Я застрелю этих русских с семи нот!»

«Аполлон-13 пошел!»

Во-первых, там везде совершенно дикий рельеф. Кочки, бревна, деревья — всего в изобилии, и это очень плохие новости для артиллерии. Поставить ее так, чтобы стрельбе ничего не мешало, — задачка за гранью фантастики. К тому же в таких условиях она будет очень медленно двигаться, огибая все неровности ландшафта, и на результате это точно отразится.

Во-вторых, там есть лес, растущий на самом холме и чуть ниже с каждой стороны. И это очень дурно для того, кто будет взбираться на холм и остановится там: скорее всего, засады сильно ударят по боевому духу. У меня в этих зарослях однажды за несколько секунд полностью вынесли два отряда стрелков с помощью шассиров. И это только цветочки.

Вывод напрашивается сам собой: холм не выход. Вот перебраться через него и давить на врага всеми силами — совсем другое дело. Там и простор оперативный имеется. Очень важно следить за чужими пушками — если удастся удержать их в низине, нормально пострелять они не смогут, а ваши войска с возвышенности разметают неприятеля в пух и прах. Правда, к гаубицам и ракетам это не относится, но они вообще в иной лиге, нежели вся остальная артиллерия. Главное — осторожность на холме, а дальше дело в шляпе.

Чуть отличается от нее «Сирийский хребет» . Там холм не так высок, но с рельефом у него все в порядке. Вся партия при таком раскладе превращается в «царя горы», разве что за флангами придется посматривать — там высота начинает падать. Если холм вы упустили, не отчаивайтесь — артиллерия неплохо работает с любой точки карты, а достать врага пехотой можно и на тех участках, где возвышенность сходит на нет.

Та же ситуация складывается на «Южных скалах» , но выкурить врага с тамошних высот — задача трудная. Берите больше быстрых отрядов. вроде стрелков.

Все то же творится и на «Прусских холмах» .

Французская версия вашингтонских снайперов. Надо сказать, чертовски эффективная

На счастье моего союзника, у врага нет артиллерии, иначе бы испанское озеро окрасилось красным

«Озеро в Испании» условно делится на две части: большая равнина с озерами и узкий высокий холм. Два игрока обычно сражаются на равнине, пока остальные выясняют отношения на холме. При этом вторая битва намного важнее — даже если ваш союзник проиграл битву внизу, а вы сумели прибрать к рукам выгодную позицию, победа ваша.

Сражение на равнине — типичная перестрелка единым фронтом. Разве что места мало, пехоту в длинные линии не поставить — и тут в дело вступает шеренга. А как мы уже знаем, шеренга — лакомый кусок для артиллерии, которую «равнинный» полководец ни в коем случае не должен игнорировать. Чем больше пушек, тем лучше. Внимательно смотрите на фланги — обстрел с холмов может начаться в любой момент.

На самом холме все куда интереснее. Ключ к победе — покатый спуск на равнину. Кто сумеет расположить там свои отряды и зажать неприятеля в узком проходе, тот и победил. Обратите внимание на то, что преимущества у разных игроков отличаются: у одного ближе ключевая позиция, другому легче расположить стрелков ближе к спуску и тем самым серьезно подсобить своему товарищу на равнине. Артиллерии берите самый минимум, места ей там не хватит. Но пару пушек на случай описанной чуть выше ситуации обязательно прихватите.

«Холм в Савойе» симметрично разделено пополам: между двумя плато друг против друга есть небольшой овраг. Каждое плато слева или справа (в зависимости от игрока) выходит на большой холм.

Этот самый холм — ключ к победе. Тот, кто успеет (а перспективы у всех одинаковые) перебросить свои войска туда, наверняка победит. Но не стоит забираться как можно выше, наша главная задача тут сходна с «Вершинами Австрии»: оставаясь на низкой части холмика, разбить неприятеля, оставшегося в низине.

Есть большой соблазн оставить на своем плато артиллерию, чтобы она с такого маленького расстояния хорошенько потрепала врага. Этого делать не стоит: овраг переходится, а то поднимаясь, то спускаясь с холма для защиты пушек, вы будете выглядеть очень глупо. Лучше дотащить орудия наверх и не волноваться за них, чем судорожно метаться в случае любой угрозы.

На «Итальянских лугах» посередине и с левого фланга карты — невысокие холмы, рядом с каждым растет густой лес. Занять и удержать оба невозможно, поэтому берем первый (он ближе). Лес и засады — это очень рискованный вариант, потому что расположены вы с соперником очень близко и отслеживать передвижения ваших войск ему будет проще простого. Бьемся стандартно: занимаем выгодную позицию, ставим артиллерию и обороняемся, в случае чего переходя в контратаку. Кстати, вот вам еще одна причина взять средний холм: оттуда гоняться за чужими отрядами чуточку удобнее.

В «Сибирском плато» холм посередке тоже есть, но это не тот случай. На деле он выравнивается в длинное плато на всю карту, где и происходит битва. Это одно из симметричных полей боя, о которых я уже говорил, и используют их тогда, когда рамки остальных карт становятся нестерпимы.

Еще одна такая карта — это «Равнинные луга» , где и ничего похожего на холм нет. Просто много километров зеленой равнины.

На «Участке поселенца» нет ничего примечательного, кроме небольших холмиков. Чем больше вы захватите — тем выше шансы выиграть. Если пару холмиков вы упускаете, постарайтесь хотя бы поставить артиллерию так, чтобы ей по ним было удобно стрелять.

Это важно: очень часто игроки, использующие такие карты, — опытные полководцы, способные одним взглядом испепелить целую армию. Будьте осторожны.

«Заболоченные джунгли» — более или менее симметричная карта, где победит тот, на чьей стороне маневренность и сильные в защите войска. По центру там находится озерцо. Справа от него холмик, поросший джунглями, с ужасным рельефом, слева — холм чуть пониже, но просторнее. Задача в том, чтобы заманить противника на маневры у озера, а самим обвести его по флангам и вдарить из джунглей. Замечу, что первому игроку приходится чуть полегче — там есть несколько удобных позиций для обороны и лес ближе. Его соперник может победить, только если займет оба холма и успеет воспользоваться хотя бы частью растительности.

На «Долине Аоста» действует тот же трюк: заманиваем соперника на невыгодный маршрут (чудно в этом деле действует якобы незащищенная артиллерия), а сами точечными ударами убиваем все их желание сражаться. Правда, растительности тут мало, а маневры ограничены холмами и скалами. Поэтому от засад придется отказаться, а место для своих пушек выбирать особенно тщательно. Отменно хороши тут ракетные войска — очень приятно бывает проснуться и шарахнуть по скоплению солдат в узком проходе! А дальше как у Копполы: I love the smell of napalm...

Враг повелся на трюк с артиллерией, не заметив старую гвардию в лесу. Сейчас я у них возьму реванш за Ватерлоо!

Пример расположения «завлекательной» артиллерии. Как видите, холм я уже занял, так что враг заведомо в проигрыше

И наконец, последняя карта из разряда «перехитри его» — «Дельта Амазонки» . Она не слишком популярна, а еще со времен Empire мы с вами знаем, что непопулярные карты — самые лучшие. Так и здесь: сложная система из нескольких островов, каждый из которых связан друг с другом очень узкими проходами. А узкие проходы — это жуткие цифры в финальной статистике в графе «Убито гаубицами». Поэтому раньше времени на переправы не лезем, хитрим до последнего, пусть враг сам отправится купаться. К сожалению, крокодилов в речке нет, но в случае, если соперник пошел на переправу, а вы его на этом поймали — вы вполне сможете их заменить. Естественно, в таких условиях очень важны стрелки — они со своей дальностью стрельбы легко заманят линейную пехоту на невыгодную позицию.



Напоследок хочется сказать — слава «Наполеону»! Пусть игра не так хороша, как одноименный торт, но она спасла механику от черепашьей болезни и перекроила динамику, за что ей огромное спасибо. Даже после выхода следующей игры в серии мы будем долго помнить эти томные итальянские закаты и злой, щиплющий глаза дым после выстрела.

Игроку-одиночке предлагаются на выбор три кампании Наполеона - итальянская, египетская и европейская. Но это не кампании в привычном для Total War понимании слова - вам не позволят построить империю, подняв с колен какую-нибудь крошечную Голландию и превратив ее в беспощадного мирового жандарма. Все решено до вас, расклады определены, фишки расставлены, армии выдвинуты, все, что остается, - следуя предусмотренным дизайнерами маршрутом, покорять одну провинцию за другой.

Самый яркий пример - приключения Наполеона в Египте. Здесь в принципе нет дипломатии, даже соответствующая кнопка не горит - потому что договариваться не с кем и не о чем, от вас требуется лишь кошмарить орды бедуинов, османов и примкнувших к ним англичан. Не надо мучительно копить силы, сколачивая армию, - она есть с самого начала, просто не забывайте ее изредка пополнять. Не надо развивать города - линия фронта движется слишком быстро, развитые территории почти сразу же оказываются в глубоком тылу. Про науку, естественно, тоже можно забыть. Единственное, что от вас требуется, - это выполнять поручения («Возьмите ту провинцию, возьмите эту провинцию, а мы дадим вам мешок денег»), следуя от победы к победе. Чисто теоретически можно извернуться и поломать игру (например, посадить все войска на корабль и проиграть морское сражение англичанам, угробив ударную группировку), но для этого надо быть потрясающим кретином.

Точно так же обстоят дела в Италии. Карта кампании представляет собой по сути коридор: слева - наши территории, справа - австрийский городок, который нужно захватить, чтобы выполнить очередное задание. Тут, правда, открываются некоторые просторы для дипломатической игры с итальянскими княжествами, но это ненужное извращение, игра в поддавки с макаронниками, которая лишь добавит проблем. Гораздо проще резать всех подряд и ни о чем не думать.

Какой-то намек на Total War образца славных прошлых лет появляется лишь в войне против Коалиции, которая длится с 1805 по 1812 год. Тут действительно не помешают стратегическое планирование и пара заключенных альянсов, но, опять же, дизайнеры игры не оставляют вас в покое, подсовывая под нос очевидные решения: «Возьмите Вену, и Австрия заключит с вами мир». Ну и кем надо быть, чтобы после этого не взять Вену? И наоборот: если вы начнете играть за Россию - кем надо быть, чтобы отвести от Вены русский отряд с Кутузовым во главе, оставив ее на растерзание Наполеону? Русская кампания, к слову, становится интересной только ближе к финалу, когда чертовы французики подгребают под себя всю Европу и игроку приходится устраивать бои в грязи с гигантской империей. Впрочем, к моменту возникновения французского рейха вы обычно развиваете все, что можно, до максимума, встречая Наполеона у границ России с огромными, воющими в предвкушении крови армиями.

Интересно, что все здания в провинциях (за исключением столицы региона) теперь ориентированы исключительно на нужды фронта. Знакомые по Empire литейные мастерские в Napoleon дают крошечный бонус к доходу и солидную скидку на покупку новых войск. С наукой все тоже стало сильно проще - список доступных для исследования изобретений, который раньше занимал три закладки, теперь уместился на одной, и специфика у него, опять же, военная (от новых способностей пехоты до скидок на содержание войск - в экономической секции). А из-за короткого временного промежутка кампании вы физически не можете отстать от соседей и начать проигрывать битвы от отсутствия нормальных штыков или мобильной артиллерии.

Пойдя стопами Наполеона, вы сможете переиграть три его кампании - первую итальянскую, египетскую и австрийскую. Австрийская стартует в 1805 году и практически сразу уносится прочь от исторической правды (Англия выходит из Коалиции, Россия стягивает войска к Стамбулу и т.п.), в то время как с итальянской и египетской все интереснее.

В частности, после захвата Каира в игре случается исторически достоверный мятеж мамелюков, рядом с городом возникает толпа злых бедуинов. Другое дело, что в реальности британцы не сражались против Наполеона на земле - здесь же они высаживаются у Александрии на двадцатый ход. Да и для битвы у пирамид придется запускать отдельное сражение, в кампании его нет.

Итальянская кампания куда ближе по духу к истории - в частности, точно так же, как и в реальности, Наполеон занимается в основном освобождением городов от австрийцев, радостно приветствуемый местными жителями. Другое дело, что в настоящей истории наполеоновская армия была нищей, разутой и раздетой, в то время как в игре вы противостоите австрийцам с первоклассной пехотой, и кто тут на самом деле нищий - еще большой вопрос. Тем не менее исход кампании вполне соответствует истине: Австрия капитулирует, выходя из войны.

Глупышка Бетти

Впрочем, битвы проигрывать вообще очень тяжело - компьютер ведет себя как полный дегенерат даже на максимальном уровне сложности. Судя по нашим наблюдениям, максимальная сложность от минимальной отличается в основном параметрами боевого духа у отрядов - на минимуме французы бегут, потеряв пару человек в полку, на максимуме стоят до последней капли крови.

Самый яркий пример компьютерного идиотизма (после, напомним, целой обоймы патчей к оригинальной Empire, от которой Napoleon практически не отличается в смысле боевой механики) случился при осаде Стокгольма. Окончательно потеряв стыд и страх, я высадился у шведской столицы с десятком потрепанных юнитов линейной пехоты, полудюжиной оборванных ополченцев и двумя батареями пушек. Шведы ответили на мою выходку выдвижением двух полных армий линейной пехоты при поддержке шести батарей. Отступать десанту было некуда, и я решил ввязаться в эту битву исключительно из озорства, смешанного с отчаянием. Максимальная сложность, перевес по численности - в два с половиной раза, по силе войск - в три раза, дело решенное, к закату поле боя будет усеяно трупами русских наглецов…

Я выиграл, потеряв меньше половины армии и перебив восемьдесят процентов шведов. AI вместо того, чтобы подавить артиллерию, после чего начать одновременную атаку по всему фронту с переходом в штыковую (первыми дрогнули бы ополченцы, за ними ринулись бы все остальные, превратив битву в давку с элементами бойни), раз за разом кидал по два-три полка на мои пушки, заряженные картечью. Получив в лоб картечный залп, отряды в панике отступали, перегруппировывались и вновь перли на раскалившиеся от непрерывной стрельбы орудия. Я не верил своим глазам, на поле боя творилось полное безумие.

Или полный стыд, если вспомнить, что мы говорим о проекте из легендарной стратегической серии Total War. Кое-как компьютер держится лишь в битвах с заранее заготовленными позициями (типа Ватерлоо), да и то пока его не обойдут с флангов, заставив снять отряды с насиженных дизайнерами уровня жердочек. Сложно сказать, являются ли психические расстройства AI свидетельством немощи команды Creative Assembly (верится с трудом) или же это продолжение взятого курса на вовлечение так называемых «казуальных игроков». Дескать, поставь высший уровень сложности и все равно почувствуй себя полководцем мирового класса - Наполеоном практически.

Скажи-ка, дядя, ведь недаром…

Игра про Наполеона, разумеется, не могла обойтись без Бородинского сражения. Мы внимательно следили за его ходом, а затем решили сравнить с тем, что писал о Бородине Михаил Юрьевич Лермонтов.

Пять друзей Наполеона

Прочие последствия любви к нехардкорной части аудитории менее ужасны - так, CA переработали в лучшую сторону интерфейс, сделали наконец нормальную карту местности, а также приятные голосовые оповещения и бесполезную экшен-камеру. На глобальной карте (заметно похорошевшей) теперь сменяются не два, а четыре времени года, а каждый ход теперь длится не полгода, а две недели - иначе даже война с Коалицией кончалась бы за час. Ну и бои в Napoleon выглядят намного приличнее, чем в Empire: клубы дыма, всполохи огня, красивые орудийные залпы.

Все это, впрочем, бесполезные мелочи жизни. Главная новость - Creative Assembly наконец-то сделали то, о чем все мы давным-давно их просили. Многопользовательскую стратегическую кампанию. Выбирайте один из трех доступных сценариев, устанавливайте правила (от лимита времени на тактическую битву до автоподсчета результатов сражения в случае нежелания одного из игроков драться как мужчина), приглашайте друзей - и вперед! Обрезанная карта Европы (исчез кусок Африки, Кавказ, часть Скандинавии, а про Индию с Америкой можно даже не заикаться) внезапно становится весьма кстати - вы же не хотите, чтобы мультиплеер-сессия затягивалась на месяц? Промахи AI перестают волновать, дипломатия из полубессмысленной примочки становится важнейшим инструментом, а каждая битва превращается в изощренное противостояние двух живых, отчаянно пытающихся хитрить умов.

Более того, пресытившись политическими интригами против друзей, можно активировать режим drop-in-битв. Грубо говоря, на глобальной карте конкурирующими державами управляет AI, а вот в драки на тактической карте приглашаются случайные игроки, выступающие вместо компьютера. Жизнь от этого становится веселее раза в три - вам может попасться как комичный новичок, сливающий старую гвардию толпе крестьян, так и злой профи, выигрывающий при невозможных обстоятельствах (можно, кстати, активировать опцию «только для друзей», если вы застенчиво не доверяете незнакомцам). Более того, вы сами можете убить лишние пятнадцать минут, зайдя в онлайн-лобби, выбрать пункт «найти случайную drop-in-битву» и устроить неизвестному противнику ад на земле. По сути, два важнейших нововведения - многопользовательская кампания и битвы со случайными людьми в кампании одиночной - превращают Napoleon: Total War из блескучей безделушки для животных в первоклассный стратегический проект, который мы ждали все эти годы.

* * *

Отношение к Napoleon: Total War зависит исключительно от того, собираетесь ли вы в него играть в гордом бессмысленном одиночестве. Однопользовательские кампании - издевательство. Искусственный интеллект - тихий ужас. Готовые армии и руководящие указания - беспредел. Многопользовательский режим - волшебство, полет во сне и наяву, серьезное испытание духа и тела. Выберите его. Купите торт «Наполеон», коньяк «Наполеон» и игру «Наполеон», пригласите друзей в гости и получите одну из лучших стратегий этого года.

Реиграбельность - да

Классный сюжет - нет

Оригинальность - нет

Легко освоить - да

Оправданность ожиданий: 70%

Геймплей: 8

Графика: 8

Звук и музыка: 8

Интерфейс и управление: 8

Дождались? Обрезанная версия Empire: Total War, в которой нелепости и искусственные ограничения свободы с лихвой компенсируются многопользовательскими режимами игры.


«Я смело говорю, что война вечна! Да здравствует война!» - заявил в романе «Война и мир» французский анархист Пьер Жозеф Прудон. Трудно не согласиться с первой частью изречения и не поддержать восторженными криками вторую. В свете выхода новой части от The Creative Assembly , конечно, и никак иначе.

Ведь долгожданная когда-то TW: Empire сразу по выходу вызвала множество кривотолков: смена интерфейса, заимствованная система изучения технологий, обилие багов и, главное, - странная механика боя. The Creative Assembly забыла, что война постоянно меняется, вопреки мнению других разработчиков, попытавшись всунуть в руки рукопашных воинов мушкеты. Получилось как минимум странно: затянутые и бесполезные перестрелки рано или поздно превращались в бестолковую штыковую свалку, которой решало только численное превосходство. А впервые появившаяся в серии Total War возможность управлять ходом морского сражения вызывала недоумение и глухое раздражение своей медлительностью и бесполезностью.

Что же, встречайте работу над ошибками в Napoleon: Total War !

Война - искусство простое; я дал шестьдесят сражений и, право, не узнал ничего, чего не знал бы уже после первого. (с) Бонапарт

Думается, можно верить изречению человека, который вел свои войска в бой чаще, чем Александр Македонский, Ганнибал, Цезарь и Суворов вместе взятые. Но внимательно, внимательно присмотритесь, и вы увидите - война поменялась. Игроку, даже многоопытному, есть чему учиться.

Огнестрельное оружие перестало быть просто реквизитом в театре военных действий, пули обрели вес. И он, помноженный на скорость, валит насмерть в полную силу. Штыковая? Рукопашная? Только в последнюю очередь, если больше не осталось боеприпасов! Врага нужно держать на расстоянии, свои подразделения поближе, чтобы доступный угол стрельбы был внахлест, не оголять фланги, следить за тылами - вуаля! Победа в кармане. И никакая конница не поможет: слишком быстро мрут или обращаются в бегство даже самые лихие гусары от двух-трех прямых залпов опытных бомбардиров.

И была бы пехота истинной царицей полей, предоставь ей The Creative Assembly хоть какие-нибудь укрытия. Нет, убрать заборы было правильной идеей: очень уж круто, вопреки здравому рассудку, защищал отряд даже дырявый плетеный дрын, что доводило до нонсенса - те, кто играл в Total War: Empire может помнить эти абсурдные многотысячные битвы за сельский огород. Но зачем же полностью раздевать солдата? Куда вдруг испарились редуты, люнеты, банальные окопы? Нету их. Можно, конечно, в городах захватывать иные здания - а толку? Нестройным огнем из окон удобно отбиваться только под прикрытием своих, иначе неприятель пойдет на приступ, возьмет в штыки. И стоит чаще всего солдат в чистом поле, всем ветрам открытый, глядя в лицо своему худшему кошмару - артиллерии.

О, легко понятен гнев Наполеона, когда, получив в двадцать четыре года звание бригадного генерала за взятие Тулона, где он командовал артиллерией и резервной колонной, ему в подчинение был отдан пехотный корпус. Тогда будущий император Франции предпочел уволиться из армии. Пушки творят на поле боя чудеса. Их жерла с рокотом говорят первое слово в сражении, плюясь ядрами в лицо противника, когда он только выходит на позицию, они же с насмешкой грохочут в спину бегущему пораженцу, сея смерть среди тех, кто слишком хочет жить. Всего одна батарея способна на корню изменить ход битвы - единичного точного попадания достаточно, чтобы полностью уничтожить подразделение, которое еще, быть может, даже не начало как следует воевать. Но даже у этих басовитых монстров есть свой естественный враг. Нет, не дождь. Странным образом погодные условия не влияют на возможность вести стрельбу ни для пехоты, ни для артиллерии. Разговор о другом враге - это конница.

«Гусар, который не убит в тридцать лет, - не гусар, а дрянь!» - воскликнул как-то на светском балу один из полководцев Наполеона, маршал Ланн, сам в прошлом гусар. Тогда ему было тридцать четыре, он погиб в бою через два года во время четвертой кампании против Австрии. Маршалу прямым попаданием ядра оторвало обе ноги, и Ланн скончался на руках у Наполеона. И вправду, кавалерия тут долго не живет. Ярых всадников рвут бомбы, косят пули, при фронтовой атаке примкнутый к стволу штык ничем не хуже копья. Но нет никого мобильнее, нет никого полезнее для внезапного удара в тыл, никто лучше не заткнет пасть пушечной батарее, чем отряд летучей кавалерии.

Вот такой тактический любовный треугольник: чинно вышагивающие ряды пехотинцев расстреливают друг дружку и зазевавшихся гусар; практически из-за линии горизонта ухают пушки, поражая ядрами пеших и конных; мрут под саблями всадников орудийные расчеты и подставившие спину мушкетеры. Умелый полководец должен не только учитывать особенности собственных войск, но и понимать топографию местности, реагировать на каждое перемещение сил противника. Конечно, желательно приставить к армии генерала, который одним своим присутствием поднимет мораль солдат, остановит бегущий в панике отряд, острой сталью своей гвардии примет участие в разгроме вражеской армии.Благо, генералов теперь можно назначать самостоятельно и чуть ли не на поле боя.

А чтобы не было как у Наполеона - шестьдесят сражений и все одинаковые - The Creative Assembly впервые превратили отдел крупных исторических битв в самостоятельный, заслуживающий отдельной игры режим.

Теперь битвы не доступны все сразу, как встарь, теперь их нужно открывать, победив в предыдущей. И зачастую победить не просто уничтожив войска неприятеля, а выполнив определенную задачу. В сражении близ Лади нужно убить австрийского генерала; в деле при Арколе важно захватить мост и лежащий за ним город; в Трафальгарской пушечной дуэли достаточно только потопить английский флагман, как бриты тут же обратятся в бегство; в бойне у Бородино жизненно важно захватить Раевский редут; а резня в тени египетских пирамид у Гизы заставит серьезно подумать над правильной формацией войск, иначе шустрые мамелюки моментально изрубят вашу армию.

Режим «Битвы Наполеона» хорош сам по себе, на него стоит обратить внимание тем, кому не по душе вся эта политика и глобальные карты, кто хочет проявить свой тактический гений в масштабных боях, не углубляясь перед этим в экономическое развитие. Но, к сожалению, у него есть один большой минус - иногда приличное историческое несоответствие.

Взять хотя бы Бородино. «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми» - так отзывался о нем Наполеон. Разные источники сообщают, что у Наполеона было от 135 тысяч войск и больше(верхняя цифра 188 тысяч), у Кутузова же не больше 103 тысяч плюс ополчение, мужичье с вилами, по большей части во время боя занятое службой санитаров. И что же в игре? Пропорции не просто нарушены - русских вполне себе больше. Откуда такое лукавство, зачем оно? Чтобы понизить сложность? Тогда понятно, зачем в сражении при Ватерлоо под французские стяги выданы лишние батальоны, нивелируя численное превосходство британско-прусской армии. Может быть это прозвучит пустой претензией, но с каким умыслом The Creative Assembly не просто вспомнили морское «сражение» в устье Нила, где адмирал Нельсон разнес в щепы пустые транспортники Наполеона, но дают в нем с легкостью победить? Продолжать можно долго, и вместо этого брюзжания лучше рассказать-таки о кораблях. Хотя…

Просто говорить особо не о чем. Все те же, виденные в Total War: Empire медлительные перестрелки на волнах, когда важно не подставиться под бортовой залп пушек неприятеля. И все. Ядра, картечь, книппеля, бомбы, бесполезный абордаж и бесконечные меланхоличные маневры. В этом шоу не хватает драйва. Не глядя на все обещания разработчиков исправить положение.

Но, как бы то ни было, военная часть и отдельный режим битв сделаны на «ятъ». Гении тактики останутся довольны, дерзающие зваться великим стратегом - пройдемте дальше.

Сердце государственного мужа должно находиться в его голове. (с) Наполеон Бонапарт

И правда, приберегите сердечный огонь для битв, но остудите голову. Впереди два стратегических режима игры «Кампании Наполеона» и «Кампании за коалиции». Разберем по порядку.

Первое - все тот же путь становления неистового корсиканца, только в более развернутом и дополненном виде, рассказанный в пяти главах. Первая, обучающая, поведает о периоде раннего проявления военного таланта Наполеона, с кульминацией в осажденном Тулоне. Вторая уже серьезней, это период захвата Италии по указке Директории, и здесь потребуется не просто довести фигурку главнокомандующего до места боя, но проявить стратегические и политические навыки, аккуратно, не вызывая чрезмерного гнева сопредельных княжеств, захватить их одно за другим. Далее следует поход на Египет, глава номер три. Непривычно жаркий климат, изматывающий солдат как в походе так и во время боя, угрожающе мобильные, скоростные отряды мамелюков - это жесткая и жестокая война сразу с несколькими врагами. Именно в этой кампании Наполеон во время одной из битв выкрикнул приказ, ставший позднее афоризмом - «Ослов и ученых на середину!». Не то чтобы он ровнял упряжных животных с умудренными мужами, нет, будущий Император просто пытался сохранить ценный обоз во время неожиданного нападения египетской армии, выстраивая круговую оборону. Ан нет, народ, как водиться, все извратил и пустил казус крылатой фразой. И пока войска Наполеона топчут пыль другого континента, Суворов разбивает оккупационные силы в Италии и движется к Альпам, угрожая вторгнуться во Францию. Корсиканец в гневе возвращается. Начинается четвертая глава.

И вот она, самая тяжелая и кровопролитная война Наполеона, которую он вел практически один против всех. Практически назначив себя первым консулом Директории, он наскоро разбивает засевших на севере Италии австрийцев. Чуть позже, прижав за пару лет и якобинцев и роялистов, Наполеон коронует сам себя, чем вызывает массу негодования в интеллектуальных слоях населения. «Быть Бонапартом и после этого сделаться императором! Какое понижение!» - восклицает Поль-Луи Курье, известный публицист. А Бетховен, посвятивший Наполеону «Героическую симфонию», отзывает посвящение. Но - война с Англией и половиной близкого мира в разгаре, и нет времени на рефлексии интеллигенции. Семь кровопролитных лет дрожит Европа под каблуками французских солдат, задыхается от континентальной блокады Англия, многократно биты Австрия и Россия, разгромлена за месяц (всего за месяц!) Пруссия, зверствует безумная испанская герилья, половина России разграблена, сожжена - и за всем этим стоит невысокий человек с ястребиным носом, вечно одетый в потертую серую шинель. Стоит вплоть до роковой битвы у Ватерлоо, которую вы, конечно, в состоянии выиграть. Он не смог. Это пятая и последняя глава.

Пройдя этой увлекательной дорогой человека, сформировавшего целую эпоху, вы, возможно, захотите взглянуть на с другой стороны. Просим, просим… Вот она, пожалуйста, свободная кампания за коалиции, числом четыре: Англия, Россия, Австрия и Пруссия. Вроде бы все хорошо, но вот какой вопрос встает сразу же - что в этом коротком списке делают германцы? Англия держалась и сражалась до последнего, как умела - и победила. Россия опрокинула корсиканского деспота, нанесла ему первое поражение. Австрия четырежды терпела разгром, но каждый раз поднималась на борьбу. Но Пруссия? Та самая, что сперва заключила мир, отсиживаясь в стороне от всех конфликтов, а потом за месяц была играючи захвачена почти без боя, а после и поделена между императором Александром и императором Наполеоном, перестав существовать как нация на целых шесть лет при заключении постыдного для России Тильзитского мира?

Но оставим это на совести The Creative Assembly . Тем паче, что они потрудились на совесть, сделав игру за любую коалицию увлекательной и неглупой. Политика не менее опасна (прекрасна?) чем война. В умелых руках.

Это немного выигранное сражение. (с) Талейран, министр иностранных дел при Наполеоне Бонапарте

Хотя война поменялась, внешне это тот же TW: Empire . Немного сглаженный, обтесанный на острых углах, но все еще он. Со второго раза интерфейс не выглядит таким уж необычным, а со временем даже начинаешь понимать его прелесть и удобство. Правитель любой страны - на расстоянии клика. Инфраструктура - на месте, управляй хоть из регионального центра сразу всей, или по отдельности. Армии исправно ходят, исправно мрут в долгом походе, исправно дерутся по приказу. Все это под великолепные вариации на тему «Лунной сонаты» Бетховена.

Картинка в боях если не великолепна, то как минимум очень хороша. Модели и текстуры всего, что марширует, скачет и плавает - простите, по морю ходит! - радует достоверностью, заставляет приблизить камеру к эпицентру горнила битвы - и тут же обескураживает.

Хотя не стало больше летящих в прямом смысле над землей всадников, не плавают бочком над землей солдаты, рукопашная открывает все недостатки анимации. Болезнь TW: Empire передалась -у, и анимация фехтующих юнитов совсем не последовательна и вовсе не логична. Все неистово машут саблями, маневрируют приставными шагами, тычут примкнутыми к стволу штыками в воздух - а в это время рядом падает пораженный по мнению компьютера солдат. Редко, совсем редко, можно увидеть настоящую красивую работу клинком, с финтами и уклонами, с яростью на лице и решимостью в движениях. До той поры, пока отряды не сшибись, все выше всяких похвал, а вот ближний бой… Но звучит любое сражение грозно. Рычит канонада, звенит сталь о сталь, трещат мушкеты, орут солдаты, стонут умирающие - и теряются на фоне этой какофонии пресные воинственные марши.

Napoleon: Total War не , но серьезный шаг после TW: Empire . Не преобразившись почти никак внешне, игра теперь другая в механике, более целостна, почти сюжетна в кампаниях и увлекательна подачей режима исторических битв. Пускай сервера для онлайн-битв пока пустуют, хочется верить в их скорое наполнение претенциозными полководцами, желающими доказать свое воинское превосходство не только компьютерному врагу. Это запоздавшая «немножко» победа The Creative Assembly , которые, казалось, не сумели выбраться из средневековья - но нет! «Если хочешь сохранить за собою хоть какое-то превосходство, нужно менять военную тактику каждые десять лет» - говорил узник Святой Елены. Его вовремя услышали.

Потому что война вечна и постоянно меняется. Да здравствует война!

Геймплей: 9.0
Графика: 8.0
Звук и музыка: 8.5
Интерфейс и управление: 8.0
Оценка автора: 8.5

Похожие статьи