Тревел-фотография. В путь с камерой

Для того чтобы впечатления за давностью лет не расплескались, в пути всегда сопровождает фотоаппарат. Вместе с командой Nikon мы составили несколько советов для начинающих фотохудожников, чтобы снимок сохранил самые положительные эмоции.

Едва ли что-то может сравниться с путешествиями в качестве источника новых ощущений. Куда бы вы ни отправились, они поджидают на каждом шагу, остается только поймать. Нередко палитра таких «трофеев» оказывается столь насыщенной и яркой, что удержать ее в памяти практически невозможно.

Рассказать историю

Проблема многих любительских travel-фотографий – это безыдейность. Съемку, когда фотоаппарат строчит, как пулемет, профессионалы называют моторной. На флешке оказывается тьма однотипных снимков, по которым, бывает, и не разберешь, что это за страна или город.

Не торопитесь снимать все вокруг, оглядитесь по сторонам и найдите сюжет. Ниже, например, кадр амбассадора Nikon Даниила Коржонова, который обязан своим появлением внимательности фотографа.

Фотограф должен не просто показать, но и рассказать, составить полноценную историю. Жанр роли не играет: наполненный смыслом может быть и портрет, и пейзаж, и натюрморт, и интерьерная фотография. Ключ к успеху – это богатство ярких деталей, передающих местный колорит. Однако это вовсе не значит, что нужно их искусственно добавлять, предлагая, например, индейцу вооружиться томагавком. Искусство фотографа заключается в том, чтобы держать технику наготове в тот момент, когда персонаж сам решит взять томагавк.

Помнить о свете

На качество съемки также влияют погодные условия и время года. Например, осенью воздух холодный и прозрачный, что повышает резкость картинки, а летом лучше всего снимать на рассвете или закате, когда свет «оживляет» изображение. Если солнце в зените, то кадры получаются слишком контрастными, без теней и полутонов.

«Чтобы получить красивую фотографию пейзажа, природы или города, стоит проводить съемку в интервале от 7:00 до 11:00 утра или после 16:00 и до захода солнца. Именно в эти часы солнечные лучи наиболее мягкие – они помогут вам передать естественные краски, а боковой солнечный свет прорисует тени, которые придадут объектам объем. Это особенно важно, если вы фотографируете в городе», – советует амбассадор Nikon Виталий Савельев.

К тому же, встретив рассвет в экзотической стране, вы не только сделаете отличные снимки, но и испытаете особые впечатлениями, увидев, как начинает свой день незнакомый город.

Выстроить композицию

С точки зрения композиции захватить вид города или пейзажа максимально широко и полно поможет высокое место съемки. Заберитесь на крышу, смотровую площадку, гору или небольшой холм, чтобы местность была как на ладони. Пейзаж получится объемным, многоплановая композиция сделает изображение выразительнее.

Насыщенный передний план очень важен и при морской съемке. Растения, коряги, камни – это то, что вам нужно. Если ваша камера водонепроницаема, вы можете построить необычный кадр, расположив объектив полностью или наполовину под водой. Рекомендуем приобрести специальный поляризационный фильтр – он уберет блики, что облегчит дальнейшую коррекцию фотографий.

Отличные кадры города получатся, если вы углубитесь в недра, свернете с проторенных туристических дорожек. На первый взгляд, нет ничего проще, чем фотографировать архитектуру. С неподвижными объектами «справится» даже авторежим. Однако для того, чтобы запечатленная на снимке архитектура выглядела столь же впечатляюще, как и в реальной жизни, необходимо правильно выстроить композицию.

Главное в travel-съемке – умение выходить за привычные рамки, искать небанальные ракурсы и состояния. Другие основные положения о том, как снимать нетривиально, мы расписали на фото ниже.

В материале использованы фотографии амбассадора бренда Nikon Даниила Коржонова

У travel-фотографии есть и свои особенности. За многолетнюю историю своего существования travel-фотографы выработали особые подходы и навыки.

Одна из особенностей travel-фотографии - это особый подход к выбору фототехники (не повезешь же с собой весь свой студийный арсенал!). Соответственно выбор техники и аксессуаров должен быть особенно тщательным и в какой-то степени универсальным.

Возможность погрузиться и влиться в среду при длительном нахождении в одной местности - другая особенность фотографа-путешественника. Такая мимикрия позволяет увидеть и снять естественное поведение местного населения без налета скованности и позирования; таким образом получив высокую степень документальности снимков. Это же относится и к животному миру. Когда фотограф дает время себе и окружающему миру привыкнуть друг к другу, естественность в поведении и полученные уникальные кадры многократно окупают затраченное время.

Трэвел-фотография рассказывает нам о местах, в которых мы, возможно, никогда не сможем побывать. Но не исключено, что увидев некоторые снимки, мы будем к этим путешествиям стремиться.

В разделе «Travel-фотография» смотрите фотоотчеты, читайте интервью и рассказы об увлекательных фотопутешествиях. Вашему вниманию представлены удивительные уголки нашей планеты через фотообъектив travel-фотографов.

Говорят, у тревел фотографа лучшая работа на свете: ездишь по миру, снимаешь - что может быть лучше? В какой-то мере это действительно так, но иногда лучшая в мире работа оказывается самой сложной, ведь часто приходится полагаться только на себя.


Тщательное планирование - залог успеха каждого путешествия или экспедиции. Однако перечеркнуть распланированную по минутам поездку может что угодно: подводят люди, транспорт, собственные здоровье и техника. Очень часто неприятности возникают там, где их совсем не ждешь, поэтому
важно учесть максимальное количество рисков и иметь запасной план, чтобы обезопасить себя от негативных последствий.

Не стоит привязываться к режимному свету и подобно изголодавшемуся вампиру показываться на улице с камерой только на закате или рассвете. Искать и находить необычные сюжеты можно и днем, и ночью. К примеру, полуденное солнце с его жесткими тенями будет полезным при съемке
интересной геометрии на улицах какого-нибудь городка.
Если лень тащить с собой рюкзак с техникой, посвятите время разведке местности и поиску интересных ракурсов, ведь когда пойдет свет, будет уже не до поисков и метаний.


В режимное время на локацию нужно приходить подготовленным и точно знать, что и где хочешь снимать. Конечно, погода и условия могут вносить свои коррективы, но, как говорится, кто осведомлен, тот вооружен.
Персонажи или герои - неотъемлемая часть каждой фотоистории. Лица, эмоции, быт, мелкие детали, которые часто остаются за кадром - ценный материал, который так любят редакторы журналов. Кроме того, персонаж в кадре может подчеркнуть масштаб эпической сцены или оживить картинку.
Портрет - сложный в психологическом плане жанр: трогательный, интимный и очень личный. По этой причине фотограф должен знать не только техническую и композиционную составляющую портрета, но и быть хорошим психологом, разбираться в людях и уметь расположить к себе человека.
Хороший портретный снимок, как маленькая история, у которой есть продолжение: всегда о чем-то говорит и не оставляет зрителя равнодушным.


Есть люди красивые и не очень. Есть интересные персонажи и наоборот. Выбирая того или иного героя, нужно четко осознавать, почему именно он, а не кто-то другой. Совершенно бессмысленно врываться в чужую жизнь и на бегу пытаться сделать по-настоящему искренние фотографии.
К работе стоит приступать только тогда, когда вы становитесь своим, и вас перестают замечать. Пригласите ваших персонажей на чай, расскажите шутку и позвольте им пошутить над вами. Будьте готовы к тому, что адаптация может затянуться на несколько дней, но потом вы почувствуете разницу: отношение изменится до неузнаваемости. Когда перестаешь быть чужаком, начинаешь замечать вещи, которые обычным туристам никогда не покажут.
Никогда нельзя принуждать незнакомых людей фотографироваться. Персонаж сам должен хотеть этого и быть заинтересованным в процессе. Не нужно торопиться. В спешке теряются суть и детали. Не гонитесь за сотней лучших кадров в день и не паникуйте, если ничего не снято. Будет снято! Если у вас есть один по-настоящему классный кадр в день, то этот день можно считать удачным.


Съемка детей в путешествии - всегда авантюра. Ты понятия не имеешь, что ему сейчас придет на ум, не говоришь с ним на одном языке. Впрочем, для общения с детьми язык не нужен, ведь фотографирование может стать частью увлекательной игры. Ни в коем случае нельзя предлагать ребенку
деньги за съемку. Поощрение - это форма благодарности, а не рыночные отношения. Обычно дают какие-нибудь сладости, но для маленьких жителей отдаленных деревень куда более полезным подарком будут карандаш или блокнот.
На нашей планете практически не осталось нетронутых прогрессом мест. На смену традиционной одежде и уникальному образу жизни приходят «адидас», кока-кола и Facebook. Чтобы найти что-то настоящее и аутентичное, приходится сворачивать с туристических троп и отказываться от элементарных удобств.
Но, как показывает практика, оно того стоит.

Возвращаясь на старые маршруты, я стараюсь найти героев своих фотографий и подарить им напечатанные кадры. Реагируют по-разному: кто-то вообще не понимает, что с этой фотографией делать, для кого-то снимок на бумаге - приятный неожиданный сюрприз, который останется на память. Удивительно наблюдать за тем, как растут и меняются дети - на фотографиях и вживую.
Постоянно жалеть себя и лениться - еще один отличный способ «не снять». Нужно вставать на каждую рассветную съемку независимо от погоды и использовать для поисков сюжетов все имеющееся в распоряжении время. К сожалению, понимание этих простых истин часто приходит слишком
поздно, когда возвращаешься домой.


Нет ничего постыдного в изучении работ других авторов перед поездкой. Анализ нужен не для того, чтобы снять то же самое. Он позволяет четко поставить задачу: что, где, когда и как снять. Не обязательно копировать великих, чтобы самому делать что-то хорошо.
Если планируете поездку в незнакомую страну или местность, найдите гида-проводника, который будет сопровождать вас на протяжении всего пути. Это позволит сэкономить кучу времени и средств и даже решить некоторые вопросы безопасности. Проводник обязательно должен быть местным и знать регион как свои пять пальцев. Идеальный вариант, когда гид имеет опыт работы с фотографами и знает, куда идти и к кому обращаться.

Хорошая физическая подготовка имеет значение. Это не значит, что перед очередной поездкой придется провести полгода в спортзале, но держать свой организм в форме не помешает.
Прорабатывая новый маршрут или направление, не поленитесь посвятить вечер изучению обычаев и особенностей менталитета местных жителей. Это позволит избежать неловких ситуаций, конфликтов, а люди будут относиться к вам с большим уважением.


Помимо красивых снимков рассказать о пережитых приключениях поможет любительское бекстейдж-кино с собой в главной роли. Для этого сейчас есть всевозможные средства. Возьмите в экспедицию напарника-видеографа, который будет вести хронику и соберет материал для остросюжетного фильма. Людям интересно смотреть не только на результат работы, но и наблюдать за бытовыми приключениями - тем, что обычно остается за кадром.
В рабочие поездки я всегда беру с собой две «тушки».
Во время съемки стараюсь держать наготове обе камеры: с «телевиком» и со «штатником» или каким-нибудь фиксом.
Это избавляет от необходимости постоянно менять стекла и увеличивает эффективность съемки.
Последние пару лет снимал на Sony A900 и A99. Недавно перешел на A7R. Из оптики использую объективы Sony и Minolta. Любимый «телевик» - старая и тяжелая «большая белая труба» Minolta AF 80–200 mm f/2.8 HS APO G. Наиболее ходовые фиксы - Sony Carl Zeiss Planar T* 85 mm
f/1.4 (SAL‑85F14) для крупноплановых жанровых портретов, Sony Carl Zeiss Distagon T* 24 mm f/2.0 ZA SSM для пейзажа и Sigma AF 50 mm f/1.4 EX DG HSM.


Горький опыт научил тому, что таскать на шее две камеры - дело неблагодарное и губительное, поэтому камеры ношу только на плече. Для надежности пристегиваю ремень к лямкам рюкзака с помощью небольшого карабина.
Для обработки фотографий в 100 % случаев использую легкий ультрабук с IPS-дисплеем и Lightroom. Photoshop приходится задействовать только для глубокой ретуши студийных портретов.
Сшивка панорам производится в Kolor Autopano Giga.
Что касается хранилища для отснятого материала, то это только карты памяти объемом до 32 Гб и твердотельные накопители. Стараюсь отдавать предпочтение картам среднего объема, так как лучше потерять 32 Гб фотографий за раз, чем 64 или 128.
На высоте более 3000 метров из-за низкого давления классические НЖМД-диски часто выходят из строя, поэтому наиболее надежный вариант - SSD. Также рекомендую делать резервные копии контента и хранить второй диск в рюкзаке напарника или гида. Это позволит сохранить ценные кадры
в случае утери вашего личного кофра.

Обычно при съемке отдаю предпочтение естественному освещению, но небольшой отражатель всегда ношу с собой.
Мягкий рассеянный свет - идеальное подспорье для творческих экспериментов. В портретной съемке важно следить за задним фоном: он должен быть темнее главного объекта и однородным. Кстати, эксперты по заднему фону - сонные дети: ранним утром, в какой-нибудь забытой Богом деревне
они выглядывают из дверных проемов и окон своих жилищ, приветствуя путников, тем самым обеспечивая фотографа идеальным черным задником.
Еще одно важное правило: нельзя экономить на обуви и снаряжении. Сэкономленные деньги уж точно не окупят потерянное время и нервы.
Важная составляющая творчества фотографа - наличие собственного узнаваемого стиля. Само собой разумеется, что это результат кропотливого труда, переосмысления множества вещей и постоянной практики.


Хороший фотограф от всех остальных отличается способностью видеть то, чего не замечают другие. Снимать нужно ясно и четко: есть место, есть герои, есть история и есть сюжет. Объединив все эти составляющие в единое целое, получаем хороший снимок, который что-то говорит о состоянии и жизни в это время в этом самом месте.
Каждый фотограф хочет быть на обложке, ведь получить обложку означает получить весь номер. По этой причине не забывайте снимать интересные сцены как горизонтально, так и вертикально - такой кадр может стать решающим. Никогда не нужно спорить с редактором: что бы вы не думали о своих снимках, редактор лучше знает, как делать свой журнал.
Настоящее фотопутешествие - это всегда выход за пределы зоны комфорта, приключение без лежаков и коктейлей. Вместо них - удивительные люди и самые прекрасные пейзажи на планете.

Великолепная тревел-фотография имеет силу перенести зрителя в то место и заставить почувствовать, что он находится там. Это может вызвать воспоминания о далеких землях и местных людях или культуре, которые зритель, возможно, никогда не видел. Возможно, вы слышали обычный совет о тревел-фотографии, например, «вставать рано» и фотографировать в «золотой час». Но здесь вы узнаете о шести секретах, которые выглядят обыденными, но вы их вероятно, никогда не пробовали. Они помогут вам сделать потрясающие фотографии.

№1 Прогуляйтесь вокруг

Часто самым большим советом для любого потенциального тревел-фотографа является просто прогулка. Невероятно, сколько разных возможностей для фото вы найдете, просто гуляя по городу, а не используя поезда, автобусы и такси. Вы не только сможете лучше понять географическую сторону города, но также обратите внимание на моменты, которые часто упускаются при использовании транспорта.

Просто сделайте себе удобную карту, установите маршрут и прогуляйтесь. Как только вы закончите маршрут, установите другой и снова выдвигайтесь в путь. Иногда вы можете ничего не увидеть, и это будет пустой тратой времени, но время от времени появляется фотография, которая заставит вас радоваться, что вы совершили эту прогулку.

№2 Ищите места для создания панорам

Подъем вверх для аэрообзора местности - прекрасный способ сделать отличные фотографии. Но это также поможет понять расположение города и помочь вам найти потенциальные места съемки. Часто в большинстве мест есть четко определенные точки обозрения, и нет ничего плохого в том, чтобы отправиться в эти места для фотосъемки, даже если они уже были сделаны раньше.

Но в дополнение к этому попытайтесь выяснить, есть ли другие места, которые могут помочь вам сделать снимки с более высокой точки.

Самое замечательное в наши дни, что вы можете найти тонну информации в Интернете о каждом месте. Поэтому всегда старайтесь предусмотреть в своем маршруте съемку с высокой точки обзора.

№3 Поменяйте отель

Замечательный трюк для фотосъемки городов и возможности сделать большее количество фотографий - это изменить свой отель. Поэтому вместо того, чтобы оставаться в одном и том же месте в течение недели, старайтесь оставаться в двух разных отелях в разных частях города.

Тщательно выбрав отели, вы сможете делать фотографии с бара на крыше или даже из своей комнаты с разными видами города. Часто эти фотографии могут быть лучше, чем те, что сделаны на смотровых площадках, поскольку их может сделать только постоялец отеля.

Но еще одно преимущество пребывания в отеле в другой части города - это то, что вы узнаете об этом районе и, естественно, проведете там больше времени. Это будет означать, что большая часть вашего времени будет сфокусирована не в одном месте, если бы вы остановились в одном отеле, а в двух.

Ясно, что если город небольшой, вам не нужно этого делать, но в таком большом городе, как Москва или Лондон, это может быть полезно и поможет вам сделать больше фотографий.


В недавней поездке в Бангкок я смог сфотографировать красивый городской пейзаж с балкона в гостиничном номере.

№4 Поговорите с местными фотографами

Давайте будем честными, независимо от того, насколько вы хороший фотограф и насколько хорошо вы планируете свою поездку, местный фотограф всегда будет иметь преимущество, потому что это его родной город. Так почему бы не использовать это в ваших интересах.

Обратитесь к местному фотографу и задайте несколько вопросов или получите несколько советов о местах, которые вы могли бы сфотографировать. Очевидно, что важно не пытаться копировать фотографии, а получить советы о том, что вы хотите сфотографировать. Это принесет больше пользы, чем связаться с гидом, поскольку фотографы поймут ваши потребности и помогут вам получить желаемые снимки.

Никогда не знаешь, что они могут рассказать вам или показать несколько таких мест, о которых вы и не догадывались. Воспринимайте это как кредит, и если однажды кто-то свяжется с вами для получения подобной информации, сделайте то же самое.

Примечание редактора: пожалуйста, проявите должную осмотрительность и соблюдайте обычные меры предосторожности при встрече с кем-то, кого вы не знаете лично. Всегда ставьте свою безопасность превыше всего.


№5 Наймите переводчика

Хотя это и не совсем необходимо, переводчик иногда может оказаться полезным. Это особенно актуально, если вы фотографируете с особенных местах, как, например, религиозные здания или даже женщин в некоторых культурах.

Наличие переводчика может означать, что он может спросить для вас разрешение, поговорить с местными жителями, чтобы успокоить их и даже помочь вам получить разрешение модели. Вы могли бы нанять переводчика только на один день или на все время вашего пребывания, но они могут существенно помочь во время съемок в том месте, где вы не говорите на местном языке.


№6 Попросите туристов

Все чаще в наши дни редакторы хотят видеть спонтанные фотографии, а не просто еще одно стандартное изображение Эйфелевой башни. Иногда вы можете сделать эти фотографии естественным образом с вещами, которые происходят на ваших глазах. А порой вам, возможно, нужно что-то настроить, чтобы сформировать эту историю.

Один из лучших способов сделать это - использовать других туристов. Во-первых, если они из вашей страны, вы сможете общаться без каких-либо проблем. Во-вторых, и, самое главное, они, вероятно, хотели бы иметь несколько прекрасных фотографий из поездки для личного использования.

Просто объясните, что вы делаете, и спросите, готовы ли они принять участие. Затем возьмите их адрес электронной почты и отправьте им копии фотографий, когда вернетесь домой. Бонус здесь заключается в том, что у вас есть адрес их электронной почты, и если в один прекрасный день вам понадобится разрешение модели, вы можете связаться с ними.

Просто помните о времени. Никто не захочет тратить половину своего выходного дня на позирование для фотографий. Работайте быстро, сделайте несколько фотографий и позвольте им наслаждаться прогулкой.

Заключение

Тревел-фотография часто требует мыслить «за пределами», поскольку вы редко сталкиваетесь с одинаковыми ситуациями. Со временем вы создадите собственный арсенал решений для потенциальных творческих задач. Тем временем используйте советы выше, чтобы создать прекрасные фотографии путешествий.

До тех пор пока не изобрели кнопку шедевр, важно запомнить и соблюдать главные правила фотографирования в путешествии. Тогда будет что показать внукам или вспомнить самому. В качестве примера для каждого правила возьму некоторые свои фото из путешествий, которые примерно подходят под эти правила.

1.СОБЛЮДАЙ ПРАВИЛО ТРЕТЕЙ

Старейшее правило фотографии, о котором знают все фотографы и «принципиально» игнорируют любители. Именно поэтому вместо счастливого себя на фоне моря большая половина любителей снимает голову на фоне неба из которой растут деревья.

Мысленно раздели будущий снимок на три части по вертикали и на столько же по горизонтали, размещай объект съемки на пересечении воображаемых линий или на самих линиях и гарантировано получишь композиционно сбалансированный снимок.

2.НАРУШАЙ ПРАВИЛО ТРЕТЕЙ

Не стоит быть рабом правил. Они для того и существуют чтобы их иногда нарушать. Всегда можно разместить объект съемки по центру или внести какой-нибудь дисбаланс в кадр, главное поначалу не увлекаться.

3.ИСПОЛЬЗУЙ В КАДРЕ ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАПРАВЛЯЮЩИЕ

Дороги, мосты, провода, речку или линии небоскребов - используй их для создания глубины кадры или в качестве направляющей линии, которая приведет зрителя к главному объекту съемки.

4.ДЕЛАЙ ПАНОРАМЫ

Иногда именно панорамы помогут понять ваши эмоции, которые вы испытали в путешествии. Пейзажи в горах, высотные виды на ночной город или просто красивое историческое место часто можно передать намного лучше с помощью панорам.

Панорамы легко сделать, часто для этого не нужен дорогостоящий штатив и панорамная головка. Просто снимайте непрерывно место с перкрытием одной трети площади кадра. Любая популярная программа для склейки панорам справится с задачей.

5.ВСЕГДА ОБРАБАТЫВАЙ ФОТОГРАФИИ

Любая фотография может быть улучшена с помощью фото-редактора, только псевдо-фотографы могут гордиться тем, что «тут никакого фотошопа, все натуральное». Речь не идет об изменении снимков или фотоколлажах, но элементарно вытащить детали из теней, добавить контраста или насытить цвет неба нужно обязательно. Часто даже простое кадрирование превратит скучный кадр в шедевр.

Длинная выдержка добавит творческую составляющую в снимок, создаст иллюзию движения на фото, будь то размытые фигуры людей или струи водопада. Попробуй снимать с выдержкой в одну секунду, поэкспериментируй с диафрагмой и чувствительностью. Результат появится уже с третьей попытки.

7.ИЩИ НЕОБЫЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ ИЛИ РАКУРС

Отражение в воде, необычный ракурс снизу или сверху поможет создать нечто непохожее на снимки ваших попутчиков по путешествию. Здесь можно экспериментировать без ограничений и на время забыть о всех правилах.

Особенно необычно одетых или в смешной ситуации. Это очень оживляет стандартные альбомы из путешествий. Как по мне - это самое сложно правило, но без него трэвел-фотография невозможна.

9. УДЕЛЯЙ ВНИМАНИЕ ГЕОМЕТРИИ И ЦВЕТУ

Комбинируй с цветом, геометрией и расположением объектов, ищи интересные мелочи. Дверь парадного входа, элемент старинного фасада или белье на веревке на фото часто смотрятся выигрышнее, чем в жизни. Особое внимание уделяй необычным сочетаниям цветов и геометрии предметов.

10. БУДЬ ТЕРПЕЛИВЫМ

Часто крутое фото получается тогда, когда вы терпеливо ждете. Это касается как правильного света, так и сценок с животными или людьми или, наоборот, отсутствия людей. Любой объект можно снять без туристов, если вы не хотите их видеть в кадре – для этого нужно просто подождать. Очень редко удачные кадры получаются навскидку.

Любая локация ночью выглядит абсолютно иначе, искусственный или лунный свет добавляет драматизма и таинственности снимку, скрывает недостатки которые видны днем, например, мусор или грязь. Тот же мост в Будапеште, ночью выглядит абсолютно иначе.

Для съемки в вечернее время понадобится легкий недорогой штатив. Выдержку можно делать подлиннее, от 5 до 30 секунд, диафрагму стоит зажать до значений 11-22. Результат на фото поможет увидеть свое путешествие совсем с другой стороны и вызвать белую зависть у зрителей.

12. НЕ ЗАБЫВАЙ ПРО МЕСТНУЮ "ДИКУЮ ПРИРОДУ"

У бабушки в деревни снимай голубей или кошек, в городских парках – белок, а путешествуя по Таиланду или Индонезии не забывайте о том, что местные обезьяны давно заждались спуска затвора вашей камеры.
10 вещей которые нужно сделать чтобы испортить отпуск

Последнее изменение Четверг, 24 Сентябрь 2015

Похожие статьи